
Пётр Кропоткин
В этот день, 30 мая (12 июня) 1917 года, в Россию из эмиграции торжественно прибыл идейный вождь русского анархизма Пётр Алексеевич Кропоткин. Буржуазная публика встречала его с довольно "смешанными чувствами": с одной стороны, князь поддерживал "войну до победного конца", то есть был для неё как бы "свой", а с другой стороны — всё-таки анархист...
Эта двойственность хорошо видна и в прессе тех дней. Заметка Арк[адия] Б[ухова] из либерального журнала "Новый Сатирикон":
"Бухгалтер после сокрушенного смакования вечерней газеты, с укором в голосе, обращается к жене:
— Вот, ты на дачу хочешь ехать, квартиру оставляешь пустой, а в газетах пишут, что через три дня известный анархист Кропоткин приезжает".
Частушка в том же роде:

Карикатура из "Нового Сатирикона", основанная на комическом противопоставлении "приличного анархиста" князя Кропоткина и "уличного анархиста".

Рисунок В. Лебедева. "Анархист на работе". Спускает из окна узел с награбленным добром.
"— Кто там внизу? Ба, Кропоткин, — тоже анархист... лови, старик, узел, помогай... Свой работает!".
Эту двойственность взаимоотношений буржуазной публики и Кропоткина хорошо подметил В.И. Ленин, который говорил о нём после личной встречи: "Вот — бедность идей анархистов... которые в момент массового творчества, в момент революции, никогда не могут дать ни правильного плана, ни правильных указаний, что делать и как быть. Ведь если только послушать его на одну минуту, — у нас завтра же будет самодержавие, и все мы, и он между нами, будем болтаться на фонарях, а он — только за то, что называет себя анархистом. А как писал, какие прекрасные книги, как свежо и молодо чувствовал и думал, и все это — в прошлом, и ничего теперь... Правда, он очень стар, и о нем нужно заботиться, помогать ему всем, чем только возможно, и делать это особенно деликатно и осторожно..."
Community Info