?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
«Плавание обречённых» 
13th-May-2019 10:50 pm
Павел

Немецкий лайнер MS St. Louis у причала в Антверпене, 17 июня 1939 года. (Three Lions / Hulton Archive/Getty Images)
80 лет назад, 13 мая 1939 года из Гамбурга рейсом на Кубу вышел лайнер «Сент-Луис» (MS St. Louis), который получил известность из-за неудачной попытки его пассажиров – еврейских беженцев из Германии получить убежище на американском континенте.
На пути к свободе
Билет на пятипалубный «Сент-Луис» стоил достаточно дорого. Многие евреи для его приобретения и оплаты кубинской визы распродали всё своё имущество, но даже после этого некоторые не смогли купить билеты для всех членов семьи. Впрочем, перед отъездом они и так потеряли бы всё: беженцам запрещено было брать с собой значительные суммы денег и ценности. Даже выезжавшие по туристическим визам должны были перевести все свои средства на государственный счёт – якобы их можно было получить обратно по возвращении.
В субботу, 13 мая 1939 года лайнер покинул порт приписки Гамбург, на борту которого находилось около девятисот пассажиров, большую часть из которых составляли женщины и дети. 15 мая «Сент-Луис» делает остановку во французском портовом городе Шербур, чтобы принять на борт новых пассажиров. Их общее число достигает 937 человек. Далее – курс на Кубу.


[Spoiler (click to open)]Капитан Густав Шрёдер (Gustav Schröder) – единственный капитан в гамбургской судоходной компании, которой принадлежал «Сент-Луис», не являвшийся членом нацистской партии, сделал всё возможное, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно. Перед посадкой людей на борт, зная, что почти все они еврейские беженцы, он дал распоряжение команде относиться к пассажирам в высшей степени достойно. На кухне судна были свежие продукты. Кошерной пищи не обещали, но можно было без ограничений заказывать блюда из рыбы.

Перед выходом в море капитана заставили повесить в каютах портреты фюрера, а на палубах разместить нацистские флаги со свастикой. Шрёдер выполнил приказ, но распорядился снять всё это сразу, как только корабль покинул порт Гамбурга. Более того – он предоставил главный зал судна евреям для молитв.

На корабле постепенно воцарилась спокойная и даже праздничная атмосфера: по вечерам в танцевальном зале играл оркестр, в кинозале демонстрировались популярные фильмы. Улыбчивые пассажиры фотографировались на память. Только капитана не покидало чувство тревоги. Дело в том, что через несколько дней после отплытия из Гамбурга он получил от директора пароходства радиограмму, в которой говорилось, что согласно новым поправкам к кубинскому иммиграционному законодательству, вероятнее всего, большинству пассажиров не будет разрешено сойти на берег, и что «ситуация неясна по определению».

После получения этого сообщения Шрёдер решил в строгой тайне создать из людей, на которых он мог бы положиться в трудную минуту, так называемый «пассажирский комитет». И тогда впервые на прямой вопрос о том, что он станет делать, если получит приказ возвращаться в Германию, капитан пообещал сделать всё от него зависящее, чтобы пассажиры его корабля не вернулись обратно в рейх. Он сказал: «Я слишком хорошо знаю, что там с вами будет».

27 мая лайнер «Сент-Луис» вошёл в порт Гаваны и бросил якорь на рейде, не получив разрешения подойти к причалу. Тем не менее, за исключением горстки посвящённых, все на борту находились в радостном ожидании. Вот она, Куба, вот она, свобода. Но вскоре выяснилось, что пассажирам не разрешается покинуть корабль. На судно прибыли таможенники и полиция для проверки документов, после чего они удалились, взяв с собой только 31 человека. Это были кубинцы и имевшие кубинские паспорта другие пассажиры. 906 евреев в ожидании своей участи остались на борту.

Стоянка в Гаване

«Сент-Луис» оставался на приколе в гаванской гавани ещё несколько дней в надежде, что беженцев всё же примут. В течение этого времени происходили интенсивные переговоры, в которых участвовали кубинское правительство, представители германского пароходства, капитан и «пассажирский комитет» судна, а также американская еврейская благотворительная организация «Джойнт» (American Jewish Joint Distribution Committee). Во главу угла властями Кубы был поставлен финансовый вопрос. Только за разрешение сойти на берег они запросили за каждого еврейского пассажира 500 долларов, что в итоге составило бы сумму около полумиллиона. Заплатить такие деньги были не в состоянии ни «Джойнт», ни судовая компания. Переговоры зашли в тупик.

Отчаяние на корабле

Никто на судне не ожидал такого поворота событий. Длительное ожидание свободы, которая казалась так близка, и неопределённость начали сказываться на психологическом состоянии пассажиров. Из рассказа одного из них: «Все были совершенно подавлены… Мы просто ждали, что произойдёт, надеясь, что обстановка изменится. Конечно, больше всего мы боялись, что нас отправят обратно в Германию. Это была бы верная гибель… Мы увидели огни Америки, вот и всё».

Один из пассажиров пытался покончить с собой, бросившись в море со вскрытыми венами, но был спасён. Дабы предотвратить дальнейшие попытки таких суицидов, было организовано ночное патрулирование, палубы освещались прожекторами, а спасательные шлюпки всё время находились наготове.

2 июня капитан «Сент-Луиса» получил распоряжение президента Кубы с требованием покинуть территориальные воды страны. Подчёркивалось, что в противном случае корабль будет атакован силами кубинского военно-морского флота.

Последняя попытка

Густав Шрёдер, как он пишет в своих воспоминаниях о тех событиях, отчётливо представлял себе, какая судьба ждёт его пассажиров по возвращении в Германию. Он не остался равнодушным к их беде и приближающейся трагедии. Цитата из мемуаров: «Я ответствен за этих людей, во-первых, как человек, а во-вторых, как христианин».

Поэтому до 6 июня «Сент-Луис» кружил вблизи американских берегов Флориды, так как капитан лайнера надеялся, что наличие у многих пассажиров разрешения на последующий въезд в США и соответствующего номера в иммиграционном листе ожидания позволит беженцам сойти на берег в этой стране. Но и правительство Соединённых Штатов однозначно дало понять, что не собирается увеличивать установленную ранее квоту на иммигрантов, которая на 1939 год была уже исчерпана. Иммиграционная служба заявила, что корабль не будет допущен ни в один порт. Катера береговой охраны США следили за тем, чтобы «Сент-Луис» не смог даже войти в американские территориальные воды.

Попытка капитана Шрёдера получить разрешение на высадку в Канаде также не увенчалась успехом. Не удалось достичь соглашения и с властями Доминиканской Республики, которые вопреки своему заявлению на Эвианской конференции, как и правительство Кубы, выставили невыполнимые финансовые условия.

Возвращение в Европу

Руководство гамбургской судоходной компании разрешило капитану направить судно в любой порт, в котором согласятся принять его пассажиров, а «пассажирскому комитету» – бесплатно пользоваться телеграфом. С корабля полетели радиограммы в разные страны американского континента с мольбой о предоставлении убежища: в Аргентину, Венесуэлу, Чили, Колумбию, Парагвай и некоторые другие южноамериканские государства. Но всё было тщетно. Капитану не оставалось иного выбора, кроме как направить отвергнутое странами американского континента судно обратно к берегам Европы.

После этого группа молодых евреев попыталась захватить корабль. Они поднялись на капитанский мостик, но Шрёдер отговорил их от дальнейших действий, пообещав в очередной раз, что сделает всё возможное для спасения пассажиров.

Он задумал авантюрный план: умышленно посадить корабль на мель поблизости от южного побережья Англии, после чего устроить на нём пожар. Тогда близлежащие порты вынуждены бы были принять терпящих бедствие. В подробности этого плана были посвящены всего несколько доверенных человек из судовой команды. Эту отчаянную задумку едва не привели в исполнение.

Тем временем представители «Джойнта» не прекращали вести переговоры с правительственными кругами европейских стран о спасении беженцев. И только в самый последний момент, когда уже почти не оставалось надежды, еврейской организации всё-таки удалось добиться согласия четырёх европейских стран на приём пассажиров «Сент-Луиса». 13 июня на борт пришла телеграмма, в которой говорилось, что 287 евреев согласилась принять Великобритания, 224 – Франция, 214 – Бельгия и 181 – Нидерланды. 17 июня «Сент-Луис» вошёл в бельгийский порт Антверпен. Все пассажиры, согласно оговорённым квотам, были отправлены в страны, согласившиеся предоставить им убежище, а лайнер направился в Гамбург.

Через два с половиной месяца началась Вторая мировая война. В 1940 году германские войска оккупировали страны Западной Европы, и их еврейское население стало жертвой Холокоста. По различным данным, общее число бывших пассажиров «Сент-Луиса», выживших в континентальной Европе в годы войны, составило от 180 до 260 человек.

Эпилог

Рейс лайнера «Сент-Луис» впоследствии в литературе часто именовался «Плаванием обречённых». Его капитан Густав Шрёдер, ставший известным не только в Германии, но и во многих странах мира, после 1940 года больше никогда не выходил в море. В 1949 году были опубликованы его мемуары о том беспримерном рейсе на Кубу. В 1957 году Шрёдер был награждён орденом ФРГ «За заслуги». Он умер в 1959 году в возрасте 73 лет в Гамбурге, где и похоронен.

В марте 1993 года в израильском национальном мемориале Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Густав Шрёдер был посмертно удостоен звания Праведника народов мира за мужество, проявленное при спасении пассажиров «Сент-Луиса». Одна из улиц Гамбурга в 2000 году была названа в его честь.

Ещё интересный факт. За весь послевоенный период ни один из руководителей государств американского континента, которые отказали в 1939 году еврейским беженцам в убежище, не вспоминал об этих событиях. Исключением стал нынешний премьер-министр Канады Джастин Трюдо (Justin Trudeau).

7 ноября 2018 года в своём выступлении в парламенте страны, приуроченном к 80-летию трагических событий «Хрустальной ночи» в Германии он, в частности, сказал: «В 1939 году Канада отвернулась от еврейских беженцев… Десятилетия прошли с тех пор, но это не уменьшило груз нашей вины… Сегодня я приношу официальные извинения перед пассажирами „Сент-Луиса“ и их потомками. Мы также сожалеем, что не принесли извинений раньше».




Андрей Громов
Источник
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
13th-May-2019 03:58 pm (UTC)
Зато буквально недавно в Италии, в связи с ежегодными памятками о холокосте, в передаче вовсю прошлись по безжалостному Сталину, который не распахнул границы польским евреям, когда их там стали прижимать.
Было заметно, что историку-ведущему передачи было стыдно за эту откровенную херню, которую он нес в эфире.
13th-May-2019 04:25 pm (UTC)
Сколько евреев спас Сталин, присоединив западные Украину И Белорусию?
13th-May-2019 09:45 pm (UTC)
Собственно, заварушка началась после того, как сама Польша не распахнула границы польским евреям, проживавшим в Германии.
14th-May-2019 06:25 am (UTC)
Мне сложно сказать точно, что и как, но удобный мальчик для битья назначен.
13th-May-2019 05:04 pm (UTC)
Во как не хотели жидов принимать! Прекрасно знали что это за публика.
13th-May-2019 06:01 pm (UTC)
То есть вы оправдываете страны, которые не приняли беженцев из Германии? Раз так, то и Гитлер получается вёл ''правильную'' политику геноцида против евреев?
13th-May-2019 06:28 pm (UTC)
Я беру с них пример!
А почему Вы политику Гитлера считаете правильной?
14th-May-2019 12:50 am (UTC)
Политику Гитлера не я считаю правильной. Из тысячи евреев, осевших в июне 1939 года в нескольких европейских странах, до конца войны дожила лишь четверть благодаря политике Гитлера.
14th-May-2019 01:35 am (UTC)
Моральное осуждение Канады и "самих" США построено на послезнании. Мы то знаем, что вскоре началась мировая война и следом холокост. Но действительность выглядела несколько иначе на тот момент. Похоже, разговоры о том, что пассажиров отправляют обратно на верную смерть, расценивали как еврейские штучки Джоинта и К. Шикарный германский (!) круизный пароход внезапно объявляет своих пассажиров беженцами, приехавшими на ПМЖ, иммиграционные власти ВСЕХ стран (строго в рамках закона) им отказывают.

Edited at 2019-05-14 01:53 am (UTC)
13th-May-2019 05:05 pm (UTC)
Т.е. американцам и британцам эти люди даром были не нужны. Даже как мигранты. Это к теме пресловутого холокоста.
13th-May-2019 05:58 pm (UTC)
Американцы боялись потерять торгово-экономические отношения с фашистской Германией, а соседние страны не хотели портить отношения с Америкой.

Во Вторую Мировую фашисты переплавляли в слитки золотые челюсти и зубы, выбитые у жертв концлагерей и расплачивались ими с американскими бизнесменами, продолжавшими торговать с фашистской Германией вплоть до Победы.
13th-May-2019 06:26 pm (UTC)
И брали это золото в том числе еврейские олигархи США и Британии. Потому что плевать им было на тех евреев, которые попали в лапы нацистов. Банкиров и олигархов, руководящего раввината, идеологов сионизма среди них не было. Да и вообще на жителей Европы США и Британии было плевать. Это потом уже задним числом они лили крокодиловы слезы по жертвам и обличали нацизм.
13th-May-2019 09:46 pm (UTC)
даром нет
13th-May-2019 05:35 pm (UTC) - «Плавание обречённых»
Пользователь obvaldefoltovi4 сослался на вашу запись в своей записи ««Плавание обречённых»» в контексте: [...] https://foto-history.livejournal.com/12548061.html?embed [...]
13th-May-2019 06:22 pm (UTC)

Прикольно. Не знал этой истории

13th-May-2019 11:20 pm (UTC)
Потому что ваши евреи непременно хотели уехать в страну первого мира, где они были без надобности, как нынешние арабские беженцы. А вот поехали бы на Мадагаскар - и были бы живы.
14th-May-2019 12:52 am (UTC)
Там было несколько вариантов кроме первой страны мира, первой была Куба и ещё несколько стран Америки.
14th-May-2019 08:40 am (UTC)
Куба тогда была полностью зависимой от США, никто ее отдельно всерьез не рассматривал. Все пассажиры состояли в списках на получение гражданства в США, но из-за квот очередь могла растянутся надолго, спокойно ждать своего часа можно было где угодно, только не евреям в Германии.
14th-May-2019 12:01 pm (UTC)
Мне кажется, евреи на лайнере желали получить любое гражданство, лишь бы не оставаться в фашистской Германии.
16th-May-2019 04:02 pm (UTC)
Африка под боком, чего вашим евреям в Африку не ехалось к неграм?
This page was loaded Nov 12th 2019, 6:27 am GMT.