
19 июня 1947 г. приказом МГБ СССР № 00322 было объявлено Постановление СМ СССР № 2104-556сс от 17 июня 1947 года об образовании в составе МГБ СССР Главного управления охраны на железнодорожном и водном транспорте. Вновь созданный Главк (ГУО) с системой местных органов, в отличие от существовавшего ранее Транспортного управления МГБ, был призван не только осуществлять функции по «оперативно-чекистскому» (контрразведывательному) обеспечению работы предприятий транспорта, но также выполнять задачи по охране общественной безопасности и правопорядка на железнодорожных и водных коммуникациях.
В соответствии с новыми задачами транспортная милиция, подчиненная ранее Главному управлению милиции (ГуМ) МВД, еще 21 января 1947 г. была передана в ведение Транспортного управления МГБ. После 19 июня она перешла в подчинение нового Главка. На ее базе были образованы два оперативно-войсковых подразделения: корпус охраны МГБ на железнодорожном транспорте и дивизия охраны МГБ на водном транспорте.

Начальник ГУО МГБ СССР генерал-полковник С.А.Гоглидзе, офицер и
старшина частей охраны МГБ СССР на транспорте. Сзади виден офицер
в форме Главного управления госбезопасности (ГУГБ). 1947-52 гг.
С переходом в систему МГБ сотрудники транспортной милиции получали статус военно-служащих, в связи с чем подлежали переаттестации на воинские звания. Им было значительно увеличено денежное довольствие: повысилась зарплата, деньгами оплачивался продовольственный паек. Преимущества по сравнению с милицией были очень велики. Например, сержанты после трех месяцев службы получали 3 оклада и ежемесячную двадцатипроцентную надбавку за выслугу лет.

Прежние подразделения транспортной милиции заменили части корпуса охраны на железнодорожном транспорте и дивизии охраны на водном транспорте. Непосредственная охрана общественного порядка на местах осуществлялась сержантами и старшинами полков охраны МГБ, входивших в состав корпуса и дивизии.
Полки, в свою очередь, включали в себя дивизионы и взводы, которые находились при Отделах (отделениях) охраны и подчинялись командиру полка и начальнику ООМГБ. Командиру полка помогали начальник штаба и заместитель по политчасти. Личный состав полков действовал по уставам Вооруженных сил СССР и директивам командиров корпуса и дивизии охраны МГБ.
Для внешнего отличия сержантов, офицеров и генералов управлений и частей охраны МГБ на транспорте приказом МГБ СССР № 00333 от 27 июня 1947 г. была установлена особая форма одежды, в достаточной степени отличавшаяся как от обмундирования милиции, так и Советской Армии.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
В качестве основного головного убора была введена фуражка с тульей малинового цвета с черным кантом и околышем. Фуражки подобной расцветки носили в 1920 -1930-х гг. сотрудники транспортных органов ОГПУ.На околыше фуражки, над черным фибровым козырьком на двух малых форменных пуговицах генералы носили золотой филигранный шнур, а остальной личный состав — черный кожаный подбородный ремень.

- для генералов — из серого натурального каракуля;
- для офицеров — из черного каракуля;
- для сержантов (кроме южных районов) — из черного меха мерлушки или овчины.
Папаха специального покроя для полковников не вводилась.
На донышко папах, изготовленное из малинового сукна, нашивалось перекрестье: из золотого галуна шириной 0,4-0,6 см для комсостава и из черной шелковой тесьмы для сержантов.
Сержанты, проходившие службу в южных районах, вместо папахи зимой носили при фуражке суконный башлык светло-коричневого цвета, обшитый темно-коричневой тесьмой.

На околыше парадной фуражки генералов, вокруг кокарды, размещалось шитье из золотой канители в виде лавровых ветвей.
ОДЕЖДА.

На передней части воротника и по верхнему краю обшлагов генеральского мундира располагалось золоченое шитье, аналогичное принятому для генералов Советской Армии: параллельно внешнему цветному канту — двойной канительный шнур, под которым размещалось канительное шитье в виде лавровой ветви.



При брюках носились черные сапоги (для генералов — шевровые, для офицеров — хромовые, а для сержантов - яловые, офицерского образца) с металлическими шпорами белого металла.
ШИНЕЛЬ.
В качестве верхней одежды личному составу была введена двубортная шинель с застежкой на 6 больших форменных пуговиц:- для генералов - стального цвета, с малиновыми кантами по отлету и концам воротника, обшлагам, карманным клапанам, борту, хлястику и столбикам, с подбортами из сукна малинового цвета: повседневная — из драпа, парадная — из кастора;
— для остального личного состава—офицерского образца черного цвета: для офицеров из сукна «КМ», для сержантов из сукна «М».

Примечания:
1) На воротниках мундиров, кителей и гимнастерок в обязательном порядке подшивался подворотничок из отбельной ткани.
2) На левом рукаве форменной одежды сержантов носились шевроны для сверхсрочнослужащих.


Взвод 36-го отдельного дивизиона охраны Забайкальской железной дороги.
Ст. Хилок, 24 апреля 1948 г.Обратите внимание, что никто из старшин и
сержантов не носит положенных шевронов за сверхсрочную службу.
СНАРЯЖЕНИЕ. При парадной форме генералам полагался пояс с плечевой портупеей и темляком из золотой мишуры с тремя продольными рядами просновок из красного шелка, на подкладке из хлопчатобумажной ленты, с овальной, металлической, золоченой застежкой с гербом Советского Союза в венке из лавровых листьев.

Офицеры носили при парадной форме портупею и пояс, как у генералов, но с застежкой на крючках, прикрытой поперечном клапаном из основного материала, а при повседневной форме — снаряжение единого образца из лакированной черной кожи с золоченой фурнитурой, плечевой портупеей, пассиками для шашки офицерского образца или кобуры к пистолету «ТТ». При наличии кобуры использовался черный кожаный револьверный шнур с золоченой металлической скобкой.
Сержантам присваивались: черный кожаный поясной ремень с бляхой из белого металла с рельефным изображением пятиконечной звезды; шашка с плечевым ремнем черного цвета; кобура черная кожаная с шелковым гарусным револьверным шнуром красного цвета с металлической скобкой.

ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ
Погоны принятого в Советской Армии образца, шириной 6,5 см - для генералов и 6 см - для остального личного состава:
- для генералов — с золотым цельнотянутым галуном зигзагообразного рисунка, на продольной оси которого, в соответствии с присвоенными званиями (генерал-майор и выше), серебряной канителью вышивались звезды диаметром 2,4 см;
- для офицерского состава-с галунами особого рисунка из золотистой волоки и просветами из малинового шелка. В соответствии с присвоенными званиями (мл. лейтенант — полковник) на погонах размещались серебристые металлические звезды установленных размеров;

С трех сторон, кроме нижней, погоны имели выпушку малинового цвета — для генералов и офицеров и черного цвета - для сержантов.

Ветеран милиции полковник в отставке Г.П.Цепенников вспоминает: «Неприятие у нас вызывала и форма младшего состава. Если офицеры носили зеленые армейские мундиры и фуражки с васильковыми околышками, то у рядовых и сержантов было черное обмундирование, красный околыш у фуражки и шашка на боку — копия жандарма. Старшие еще эту форму помнили, а мы сравнивали по рисункам».
В соответствии с постановлением СМ СССР № 4723-1815сс от 13 октября 1949 года, объявленного приказом МВД/МГБ СССР № 00968/00334 от 17 октября 1949 г. вся милиция страны влилась в состав МГБ СССР4. К 1952 г. соединения корпуса и дивизии охраны МГБ, выполнявшие на железнодорожном и водном транспорте по сути милицейские функции, стали называться транспортной милицией. 17 июля 1952 г. Министр госбезопасности СССР С.Д.Игнатьев направил И.В.Сталину записку с проектами директивных документов. Касательно органов по обеспечению общественной безопасности и порядка на транспорте в записке говорилось: «...Проектом Постановления СМ СССР предусматривается реорганизация корпуса охраны МГБ на железнодорожном транспорте и дивизии охраны МГБ на водном транспорте в транспортную милицию МГБ, в связи с чем вносятся соответствующие изменения в звания, форму одежды и знаки различия личного состава транспортной милиции, а денежное содержание приравнивается к содержанию, установленному для личного состава городов и районов особого списка».(ЦА ФСБ РФ).
В соответствии с этим, приказом МГБ СССР № 00294 от 26 августа 1952 г., для соблюдения единообразия с общемилицейской формой, в обмундирование и знаки различия транспортной милиции МГБ СССР вводились следующие изменения: с вооружения снимались кавалерийские шашки; отменялось ношение шпор, револьверных шнуров и шевронов для сверхсрочнослужащих; золотой прибор погонов офицеров заменялся на серебряный, установленный для милиции; взамен галунов на воротнике и обшлагах мундиров вводились знаки, установленные для офицерского («катушки», «столбики») и сержантского состава милиции (полоски), на малиновом подбое; взамен шаровар вводились брюки в сапоги, входящие в довольствие милиции; личному составу, несущему службу в курортных районах и Средней Азии, было разрешено ношение суконных брюк навыпуск; всему личному составу (кроме полковников) устанавливалось ношение меховой шапки-кубанки с малиновым верхом; отменялось ношение папахи в северных районах и фуражек с башлыком в остальных районах; на головных уборах взамен красноармейской звезды вводилась кокарда милицейского образца; на шинелях устанавливалась малиновая окантовка по образцу окантовки милицейской шинели; для личного состава вводились плащ, белый китель, белая гимнастерка и белый чехол на фуражку.

Сотрудники управления охраны МГБ на транспорте в зимней униформе (слева), г. Тамбов.
14 марта 1953 г. после образования объединенного МВД СССР Главное управление охраны МГБ на транспорте было ликвидировано, а его функции разделены между 6-м (Транспортным) управлением МВД СССР, занимавшимся контрразведывательным обеспечением предприятий всех видов транспорта, и Управлением транспортной милиции ГУМ МВД СССР, призванным обеспечивать правопорядок на железнодорожных и водных магистралях.

(Статья В.Воронова в журнале "Цейхгауз" № 12)
Community Info