babs71 (babs71) wrote in foto_history,
babs71
babs71
foto_history

Categories:

Питерский календарь. 20 марта

Оригинал записи здесь: https://babs71.livejournal.com/1140460.html

Ровно 75 лет назад, 20 марта 1944 года, из Ленинграда в Москву отправился поезд "Красная стрела". Это был первый рейс этого знаменитого экспресса после перерыва, вызванного войной. Начальником поезда в рейс вышел Герой Социвлистического Труда Михаил Кардаш. В 1943-м году он был главным кондуктором паровозной колонны, которая доставляла грузы по "Дороге Смерти" - "Дороге Победы", трассе, проходившей через коридор, пробитой в ходе операции "Искра".
1.jpg

Матвей Львович Фролов (корреспондент Ленинградского радио): "Если бы не пулемет на товарном вагоне, прицепленном в хвосте поезда, трудно было и подумать, что война продолжается. Что идут бои на Днестре. Всё оборудование поезда довоенное. Когда 22 июня 1941 года "Красная стрела" пришла в Ленинград в последний раз, железнодорожники не только надежно укрыли состав, но и бережно спрятали все оборудование: белье, одеяла, ковры, хрустальные графины - пригодятся! "Стрела" не ходила больше тысячи дней. Все хозяйство сберегли, и оно действительно пригодилось".
3.jpg
Вера Михайловна Инбер (поэтесса): "Поехала в Москву обыкновенным поездом, зато вернулась в Ленинград первой «Стрелой».
Наш международный вагон был почти сплошь заполнен писателями, журналистами и фоторепортерами от всех московских газет. Поезд был торжествен и наряден. Машинист — Герой Социалистического Труда. Проводники и проводницы — ленинградцы, лучше всех работавшие во время блокады.
Начиная с дорожек на полу и кончая светлыми пуговицами на синих куртках проводников — все сияло чистотой и новизной. Путь длился двадцать часов.
Мы не отходили от окон, пока не стемнело. С утра снова припали к окнам.
Бологое, Любань, Тосно — все эти «радищевские места» в развалинах. По только что наведенным временным мостам поезд наш идет медленно. Всюду еще русские и немецкие надписи: «Мины», «Осторожно». Особенно страшен бывший мост на реке Тосно: взорванные фермы, скрепы, пролеты, рухнувшие с высоты в воду.
Белеют, как свечи, новые телеграфные столбы, взамен старых, сожженных или подпиленных немцами.
В иных местах наш поезд идет по коридору из вражеских блиндажей и дотов — так близко подступали они к полотну дороги. Один из дотов, уничтоженный прямым попаданием, извергнул наружу все свое нутро: бетонные плиты, куски рифленого железа, пулемет, остатки дивана, разбитый ящик пулеметных лент. У входа мертвенно зеленеют из-под снега истлевшая немецкая шинель и скрюченные руки.
Какого героического труда стоило восстановить эту дорогу! Особенно страшно смотреть на Колпино, на пробитые, полусожженные, изувеченные цехи Ижорского завода, зловеще расписанные защитными зигзагами и пятнами.
Проехали «Фарфоровый завод» — и вот мы уже под сводами Московского вокзала в Ленинграде, и ленинградцы встречают нас. Все время пути я думала о том, как я приехала из Москвы на этот же вокзал почти три года тому назад. Целый кусок жизни, взятый в железные скобки этими двумя поездами".
2.jpg

P.S. 30 марта, в субботу, состоится экскурсия по окрестностям метро "Нарвская"
Среди прочего мы увидим:
- Нарвские ворота - ДК Горького – Дом технической учебы - жилмассив на Тракторной - Кировский райсовет - решетка сада 9-го января - баня «Гигант» - профилакторий - жилмассив на Турбинной улице - Школа 10-летия Октября - Московско-нарвская фабрика-кухня - жилые дома на площади Стачек.

Узнать подробности и записаться для участия в экскурсии можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1135972.html
Tags: 1940-е, Великая Отечественная война, история СССР
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments