ralph124s41plus (ralph124s41plus) wrote in foto_history,
ralph124s41plus
ralph124s41plus
foto_history

Categories:

Новочеркасский индустриальный институт, 1936 г. Отчетный альбом. часть 3


В 1907 году в Новочеркасске был открыт Донской политехнический институт (ДПИ), сделавший город тринадцатым вузовским городом Российской империи.

На четыре факультета – механический, горный, инженерно-мелиоративный и химический было принято 150 человек. Состав преподавателей был превосходный: профессора и доценты из Варшавы, Москвы, Санкт-Петербурга и Томска читали инженерные курсы по лучшим российским и европейским программам. В числе этих курсов были и такие, как «Воздухоплавание», «Аэродинамика», «Гидростатика и гидродинамика», «Гидравлика и гидравлические двигатели» .
Н.Е. Жуковский, отец русской авиации, обращался с ходатайством в правительство об открытии в Новочеркасске, наряду с Москвой, авиационного института, в котором предполагалось создать воздухоплавательный парк с лабораториями, кабинетом, библиотекой и опытным полем; проект оценивался в сумму свыше 160 тыс. рублей
В 1925-м в ДПИ была открыта авиационная специальность, в В 1926-м появилась аэродинамическая лаборатория, которая занималась исследованием ветровых нагрузок на ангары, определением местных сопротивлений воздушных трубопроводов, конструированием ветросиловых установок.
В 1930–м году ДПИ был разделен на несколько самостоятельных институтов, и на базе его авиационного факультета был создан Новочеркасский авиационный институт (НАИ).
НАИ был образован одновременно с авиационными институтами в Москве и Харькове.

В те времена молодёжь бредила небом, а блестящий профессорско–преподавательский состав, достаточно высокое материально–техническое обеспечение, серьёзное комплектование научной литературой – всё это создавало необходимые условия для получения студентами реальных знаний и опыта.



При факультете создаётся аэроклуб, имеющий несколько самолетов ПО–2. Студенты собирают «Фарман», отрабатывая первые конструкторские идеи, проектируют и изготавливают аэросани ( из воспоминаний очевидцев, сани эти передвигались со значительной скоростью, но с большим шумом, и во время испытаний на улицах города пугали горожан).


Яркой фигурой авиационного института был доцент В.И. Левков, выпускник ДПИ. Ещё в студенческие годы он активно продвигал идею создания в ДПИ авиационного факультета с аэродинамической лабораторией. Во многом благодаря его стараниям в 1926 году механическим факультетом была построена аэродинамическая труба, вторая в Союзе (первая была создана в ЦАГИ) и единственная на тот момент в высшем учебном заведении страны. Аэродинамическая труба, безусловно, была весьма передовым научным прибором. Развиваемая ею скорость воздушного потока, до 170 км/ч, даже превышала скорость самолётов того времени, что позволяло проводить самые сложные эксперименты.

Под руководством Левкова зале электроподстанции вуза оборудуется цех, в котором было построено несколько планеров.


Сейчас мало кто знает, что именно В.И. Левков является первым в мире конструктором судов на воздушной подушке. Он предложил создать модель морского транспортного средства на воздушной подушке, которое должно двигаться со значительной скоростью по сравнению с морскими судами того времени. И эта действующая модель была выполнена и выставлялась в Крытом дворе Главного корпуса.

В 1965 году при строительстве лабораторного корпуса НПИ снесли институтский гараж, на чердаке которого нашли добротно сделанные каркасы крыльев планера, по–видимому, работы студентов авиафака. Временно их разместили на институтском складе, а потом, скорее всего, выбросили.

Аэродинамическая труба просуществовала более 45 лет. При реконструкции кафедры, в чьём ведении оказалась лаборатория, трубу разобрали в 1975 году. Материальным свидетельством былого в университете выступают сейчас лишь книги со штампами Новочеркасского Авиационного института, фотографии и воспоминания, хранящиеся в фондах НТБ.

По решению правительства в 1932 году факультет авиамоторостроения НАИ был переведен в город Рыбинск, где был создан Рыбинский авиационный институт (РАИ).

Несмотря на недолгое время существования, авиаинститут успел оставить свой след в истории.
Конструкторское бюро Г. М. Бериева в Таганроге было практически полностью сформировано из выпускников этого института.
В 1935 году на основе двух групп выпускников Новочеркасского авиаинститута в Киеве на базе авиационного завода № 43 (позднее — Киевское авиационное производственное объединение) было создано ОКБ под руководством В. К. Таирова.

Среди выпускников Института (пусть и закончивших его в другом городе) числится конструктор вертолетов Михаил Леонтьевич Миль.

Фото из группы "Новочеркасск. Вчера, сегодня, завтра"

Текст по мотивам статьи в газете "Кадры индустрии" и "Частная Лавочка"

Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments