basilius3 (basilius3) wrote in foto_history,
basilius3
basilius3
foto_history

Categories:

Комические листы или угощение Наполеону в России

«Дух народный пробуждается…»
Ф. Н. Глинка «Письма русского офицера»

[в альбом]
Альбом приурочен к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г., времени, когда на Москву шло хорошо вооруженное войско неприятеля «двадесять языков» во главе с Наполеоном Бонапартом. Эта война и последующее триумфальное шествие победоносной русской армии по Европе повлекло за собой множество явлений. Одним из них стало рождение нового пласта
в русском изобразительном искусстве — карикатуры. И первыми карикатурами в России стали «летучие листки» с изображенным на них Наполеоном и его окружением. При штабе М. И. Кутузова была создана специальная типография, выпускающая «летучие листы» для нужд армии и народа. В карикатурах, исполненными такими художниками, как И.И. Теребенев, А. Г. Венецианов, И. А. Иванов, прежде непобедимая французская армия представлена скопищем оборванцев, закутанных в женские платья, а Наполеон и его маршалы — непомерными честолюбцами.
И сегодня Наполеон Бонапарт остается одним из самых «любимых» персонажей для художников-карикатуристов. Его образ, даже фигура, легко узнаваем в длинной череде современных политиков и неизменно вызывает улыбку. Маленький рост, знаменитая треуголка и характерная поза — и мы сразу понимаем, кто перед нами.
Мы часто слышим известную фразу «От великого до смешного один шаг», мы привыкли к ней и порой не задумываемся
об ее значении. Однако эта фраза полностью оправдалась во время Отечественной войны 1812 г. В июне 1812 г., когда многотысячное войско Наполеона Бонапарта перешло р. Неман и вступило в пределы Российской империи, в салонах обеих
ее столиц царили французский язык и французская мода. Последователей этой моды принято было называть «галломанами». Часто для представителей высшей аристократии русский язык был почти иностранным, а французский (парадокс!) практически родным. Начавшаяся война перевернула сознание общества, заставила не только почувствовать себя русскими по духу,
но и подарила ни с чем не сравнимое чувство национальной гордости. Символично, что особенную роль в этой войне сыграла Москва — древняя первопрестольная столица.
Практически сразу после начала войны в Москве по особому распоряжению генерал-губернатора Ф. В. Растопчина начинают выходить «комические листы», в которых высмеивается французская армия. Эти листы можно назвать началом эпохи русской карикатуры вообще и карикатуры на наполеоновскую армию в частности. Эти первые, оставшиеся безымянными, карикатуры изображали русского ратника Ивана Гвоздилу и милицейского мужика Долбилу и перепуганных французских солдат. Возможно, что помимо своего комического эффекта, эти картинки несли еще и вполне ясный практический посыл: как необходимо действовать крестьянам, если им на пути встретится неприятель. Враг, над которым смеются, не страшен.
Тем более, что на «комических листах» ясно видно, насколько превосходит силой и мощью русский ратник плюгавенького перепуганного француза.
Эти несколько карикатур были выпущены из типографии еще до вступления Наполеона в Москву. В дальнейшем, когда Москва была оставлена русскими, выпуск по понятным причинам прекратился. И тогда центр по противодействию французам переместился в Санкт-Петербург. Порой в трудах современных исследователей встречается мнение, что столица находилась
в стороне от театра военных действий, наблюдая за разворотом событий словно издалека. Изучая материалы и документы того времени, результатом которых стал выпуск настоящего альбома, понимаешь, что это мнение недостоверно. Являясь частью Российской империи, более того — ее столицей, Санкт-Петербург был средоточием всех помыслов лучших умов отечества, давая им средства воплощать свои замыслы. Таким образом, Петербург продолжил вслед за Москвой выпускать «комические листы».
Наполеон представлен на них в самых невероятных, комических положениях. Русские солдаты бреют его в бане, угощают «калужским тестом», заставляют вытворять самые невероятные вещи. Причем образ французского императора самый комичный: маленькая фигурка Наполеона подчеркивается несоразмерно большими сапогами и оружием; непомерно большой нос отморожен во время русской зимы; волосы императора стоят дыбом от ужаса перед русскими войсками.
Успех этих карикатур был настолько велик, что листы разошлись не только в России, но и за ее пределами: печатались в английских журналах. Благодаря им слово «казак» стало нарицательным в Европе: оно стало означать воина, беспримерною храбростью своей защищающего родину. (Нелишним будет добавить, что с тех пор слово «казак» стало означать русского воина вообще). Европейские карикатурные журналы запестрели рисунками на тему, как свирепый казак берет верх над стройным, как спичка, французом. Этим демонстрировалась мощь Российской империи.















































































































Tags: история Россия, карикатуры
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments