y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Categories:

Красный дизельпанк - Авианосная баржа «Коммуна»

fa1e5e57a322697eaff48cdf11a6fe60.jpg

101 год назад, в 1918 году, на заводе «Красное Сормово» был построен первый советский авианосец - авианосная баржа «Коммуна». Баржа-нефтянка, бывшая баржа «Франция», подверглась минимальным переделкам: были установлены два ската для спуска и подъёма гидроаэропланов М-9, сняты передняя мачта и наливные трубы.

1918 год, как известно, стал самым тяжелым для молодой советской республики. В это время наиболее ожесточенные бои проходили как раз здесь, на Волге. Колчаковские и деникинские армии рвались к Москве, и под напором белогвардейцев Красная армия оставила Самару. Первый речной авианосный отряд был сформирован в Нижнем Новгороде на базе Самарского гидроотряда.

29 августа 1918 г. авианосная баржа «Коммуна» выступила на фронт в район г. Свияжска, где находилась Волжская флотилия, ведущая бои с белочехами, захватившими Казань. С этого дня и началась боевая деятельность волжских авианосцев. Барже придали буксир, и получился небывалый в истории авиатранспорт «Коммуна» (водоизмещение — 900 т, длина — 140 м, ширина — 19 м, осадка средняя — 1,1 м; скорость буксировки по течению — 7,5–11 км ⁄ч, вооружение — 6 самолетов).
97aa948219188254683f4b9fcf9ce51b.jpg
Согласно штатному расписанию гидроавиаотряд должен был состоять из следующих плавучих средств: баржи, достаточных размеров для размещения шести гидросамолетов, и буксира для нее, от мощности которого зависела скорость передвижения всего отряда; пассажирского парохода, в каютах и помещениях 3-го класса которого намечалось разместить личный состав, в салонах - канцелярию и общую кают-компанию, на нижней палубе - автомобили, кухню, повозки и лошадей, в трюмах - технические и хозяйственные средства отряда, а в отдельной барже (гусяне) бомбы и горючее. Также «Коммуна» имела на вооружении две зенитные 37-мм пушки и пулеметы, установленные около штурманской рубки.
8aec2aa5c46f17d821837e2f97a4e7fc.jpg
Подготовка к полету летающей лодки М-9.
Недостатком авиабаржи «Коммуна» являлась ее тихоходность, а отсутствие крыши способствовало быстрому выходу гидросамолетов из строя.

«Коммуна» комплектовался гидросамолетами (летающими лодками): для их спуска на воду к бортам баржи крепились наклонные плоскости (скаты), по которым крылатые машины покидали палубу и вылетали на боевые задания. А после полета этот самолет-амфибию поднимали на борт подъемным краном, заправляли и пополняли боекомплект. Все операции с крылатыми машинами выполнялись вручную.
c4421f442613cddd89af8cdc05e1f777.jpg
Перед спуском летающей лодки М-9
Пилоты гидросамолетов, их называли красвоенлетами - сокращенно от слов «красные военные летчики», отдохнув, снова отправлялись на задание.

Кроме того, отряду придавались паровой мелкосидящий катер для связи, два моторных катера для оказания помощи гидросамолетам и несколько шлюпок.

На палубе первого революционного авианосца красовались шесть отечественных летающих лодок М-9 и три французских колесных истребителя «Ньюпор-17».
5a542ffc456aef916524c4082a504ae1.jpg
В первый свой боевой поход «Коммуна» отправилась через Волгу по Каме в район Чистополя, где бои с колчаковцами были особенно ожесточенными, и далее, вернувшись в акваторию Волги, пошла в район Царицына (ныне - Волгоград).

В голове каравана кораблей шел штабной пароход «Герцен», где кроме штаба гидродивизиона в уютных каютах размещался личный состав воздушного отряда. Саму «Коммуну» тянул старенький, еще с колесами по бокам вместо задних гребных винтов, но довольно ходкий 120-сильный буксир «Кольцов».

Первое время основным для авиаотряда было разведывательное назначение, позднее самолёты начали наносить бомбовые удары по укреплениям и кораблям белогвардейцев.
6a4836d9f6d72d42311963004df4994f.jpg
На палубе "Коммуны"
Самым неожиданным успехом стало применение металлических стрел, бросаемых с большой высоты, — их пробивная сила была такой, что они пробивали верхнюю палубу кораблей противника, а попавшие на дорогу стрелы становились непреодолимым препятствием для конных отрядов. Вот что об их применении писал командир воздушного дивизиона С.Э. Столярский: «Часто мы усыпали стрелами грунтовые дороги, по которым двигалась конница врага.
Стрелы крепко застревали в сухом плотном грунте. Концы их торчали над поверхностью на 5-6 сантиметров, превращая дороги в непреодолимое препятствие для лошадей, получавших ранения ног. В результате белые должны были посылать людей с молотками, чтобы они вгоняли стрелы в землю. Нетрудно представить себе, насколько это замедляло темп передвижения конницы!..»


1 октября у Пьяного Бора замаскированной береговой батареей белых была потоплена канлодка "Ваня" (она же "Ваня-коммунист" ). Батарея была в тот же день обнаружена красными морвоенлетами, по ней был нанесен бомбовый удар, а впоследствии по выявленным координатам батарея была подавлена.
914d701c6c6bd59bd34a005862e0825e.jpg
По имевшимся у красных разведданным, в районе Сарапула белые содержали около 600 пленных на т.н. "барже смерти". Летчики обнаружили местонахождение этой плавучей тюрьмы, и 17 октября моряки флотилии подошли на трех миноносцах к барже, отбили ее у врага и отбуксирована на свою территорию.

Всего за год военных действий летчики воздушного дивизиона налетали 1200 боевых часов, сбросили на противника 6992 кг бомб и 480 кг стрел. Истребительный отряд провел 23 воздушных боя с вражескими самолетами. За свои подвиги многие пилоты были награждены орденом Красного Знамени.

11 июля 1919 г. произошло трагическое ЧП. Пароходы "Герцен" и "Колпино", буксировавшие "Коммуну", подорвались на мине. Один из буксиров затонул, другой был серьезно поврежден. На палубе "Коммуны" сдетонировала авиабомба. Два человека погибли, девять были ранены. После этого боекомплект и ГСМ перегрузили на другую баржу, "во избежание". А перед выдвижением кораблей стали проводить обязательную воздушную разведку фарватера, на предмет наличия белогвардейских мин.
96535ed51e96b576122203f0032bc621.jpg
После разгрома белых в районе Казани и на Каме самолеты отряда занимались поиском мин, которые с воздуха прекрасно просматривались даже в мутной местной воде. Позднее воздушный дивизион был направлен под Царицын. Здесь ему пришлось столкнуться с новейшими английскими самолетами «Ди Хевиленд-9» и их пилотами.
46947fe45a26cea203dfc522efb2d3c2.jpg
"Коммуна" идет по Волге на буксире; на палубе видны два самолета.
После освобождения Волги авиаотряд перевели на Черное и Азовское моря, где он и завершил боевые действия.
По многим материалам из Интернета
Tags: 1910-е, Военная история, Гражданская война, авиация, интевенция, история РСФСР, транспорт, флот
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments