
К сожалению, это событие мало известно в отечественных интерентах, да и российская Википедия дает общую информацию о последующих приключениях поляков.
В феврале 1918 года до ушей командования 2-й бригадой польских легионов 2-го Польского корпуса Австро-Венгерской армии (на тот момент располагавшейся у села Редковцы (ныне Черновицкая область в Украине) дошли слухи о том, что 9 февраля в Бресте был заключен «Хлебный мир» между Центральными державами и Украинской Народной Республикой, по которому Австро-Венгрия, Германия, Болгария и Турция признавали суверенитет УНР.
Поляков такой расклад не устроил, и тогда "брала польская бригада буковинские поля"...


Генерал от инфантерии Фердинанд Косак
Идея восстания, в знак протеста против позорного для поляков трактата, ставившего не очень большой, но все же крест на Польше от "можа до можа", родилась в головах бригадных офицеров: Михала Роля-Жимерского, Романа Горецкого и Юзефа Зайца. Командующий бригады - полковник Юзеф Халлер знал о планах и во время тайного совещания 13 февраля он полностью поддержал бунтовщиков.



Были рассмотрены планы действий: овладение Галицким нефтяным бассейном или поход на Львов. Оба были объединены с намерением поднять анти-австрийское восстание и распространить его на оставшиеся польские земли, либо прорвать фронт в направлении войск Первого польского корпуса Российской империи под командованием генерал-поручика Юзефа Довбор-Мусницкого, а затем, вместе его войсками возвратится в Польшу и начать борьбу за независимость.

В то же время были опасения, связанные с неуверенностью реакцией большевистской России на появление войск Второй бригады на ее "зафрахтованной" территории, а также с фактическим незнанием ситуации, сложившейся на этих обширных территориях, без возможности рассчитывать на военную, а также на любую другую поддержку...

Штаб Второй бригады в Мамайовце.

15 февраля началась подготовка, под прикрытием подготовки к передислокации солдаты получили боеприпасы и провизию. 4500 солдат выдвигались по знакомому маршруту в сторону села Редковцы с планом выхода в ночь с 15 на 16 февраля в район городка Рокитное, который уже находится на территории России.

Тем не менее, австрийцы заметили «непонятки» в поведении поляков, приблизительно в 15:30 они отметили рост активности в подвижном составе польских войск, выдачу боеприпасов и продовольствия. Также подозрения в саботаже были подкреплены обнаружением повреждений в телефонной связи и на железнодорожных путей.
Кроме того, более ранняя проверка корреспонденции легионеров позволила выявить содержащуюся в ней информацию о начале «некоих таинственных действий», и это в то время, когда австро-венгерские войска усиливались, для наступления на российские войска на территории нынешней Украины!

В связи с этим почти все подчиненные ему части (включая две кавалерийские дивизии и бронепоезд) были направлены в район марша 2-й бригадой польских легионов, туда же были специально отправлены разведпатрули понимающие польский язык.
Активные действия польских легионеров начались 15 февраля в 18:00, этот момент 2-й пехотный полк Легиона наткнулся на подразделения 53-го пехотного полка (в основном в нем служили хорваты). После короткого, но кровавого боя хорваты и две артиллерийские батареи, их поддерживающие, были разбиты, а батальоны 2-го пехотного полка начали упорно продвигаться в сторону Редковцов, несмотря на относительно сильный ружейный огонь.

Траншеи - как на австрийской, так и на российской стороне - не были заняты, поэтому у поляков были только проблемы с заграждениями из колючей проволоки - из-за отсутствия ножниц, чтобы разрезать их, легионерам пришлось проявить солдатскую смекалку - бросили свои шинели на "колючку" и таким образом 1500 легионеров, в том числе около 100 офицеров из этих полков, а также пулеметы и несколько лошадей, вырвались на свободу.

Прорвавшиеся польские легионеры под командованием бригадного генерала Юзефа Халлера оказались в снежных степях без еды, теплой одежды и запасов боеприпасов, но с желанием как можно скорее установить связь с польскими формированиями на этой стороне фронта, и прежде всего со Вторым польским корпусом, что стало возможным благодаря представителю Польской военной организации в Каменце-Подольском Тадеушу Голувко.

По материалам из интернета
Community Info