basilius3 (basilius3) wrote in foto_history,
basilius3
basilius3
foto_history

Categories:

О железной дороги и цесаревиче Николае Александровиче

Александр III объявил о начале 8000-километрового проекта прокладки железной дороги через азиатскую часть России. Схема казалась оправданной со стратегической и экономической точек зрения, однако в имперской администрации существовали могущественные противники этого проекта. Привлечение наследника престола казалось хорошим способом подчеркнуть намерение императора довести дело до конца.

[далее]

19-го мая 1891 года наследник престола выполнил поручение своего державного родителя, выраженное в высочайшем рескрипте на имя наследника Цесаревича от 17 апреля 1891 года:
«Ваше Императорское Высочество. Повелев ныне приступить к постройке сплошной, через всю Сибирь, железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки, разрешённого к сооружению за счёт казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка великого сибирского рельсового пути. Знаменательное участие Ваше в начинании препринимаемого дела послужит полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить сношения Сибири с прочими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Моё попечение о мирном его преуспеянии. Призываю благословение Господа на предстоящий Вам продолжительный путь по России.
Пребываю искренно Вас любящий АЛЕКСАНДРЪ».
Выполняя волю своего державного родителя, Цесаревич утром 19-го мая направился на закладку станции Владивосток.
С 9-ти часов публика потянулась за город, к месту молебна у закладки земляных работ. По левую сторону великолепно декорированного специального павильона (близ лесопильни господина Монсэ) была устроена небольшая платформа, у которой стоял локомотив и вагон; украшенное флагами и зеленью место находилось недалеко от Первой речки в Куперовской пади.



Ровно в 10 часов прибыли Его Императорское Высочество наследник Цесаревич Николай и Его Королевское Высочество Греческий Принц Георгий. Их сопровождали Приамурский генерал-губернатор барон А.Н.Корф, губернатор Приморской области генерал-майор П.Ф.Унтербергер, командир порта контр-адмирал П.Николаев, комендант крепости генерал-майор Ю.Аккерман, начальник эскадры вице-адмирал П.Н.Назимов, начальник штаба Приамурского военного округа генерал-майор Л.Юнаков, лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады генерал-майор Д.Г.Арсеньев, начальник Окружного инженерного управления генерал-майор К.Ф.Геммельман, начальник войск на о.Сахалин генерал-майор В.Конопович. По окончании молебна высокие гости направились к месту земляных работ, сопровождаемые строителем железнодорожной линии А.Н.Урсати, начальником участка господином Прохаско и другими инженерами. У павильона были подготовлены лопата и тачка, в которую Николай Александрович собственноручно наложил землю и отвез её на полотно будущей железной дороги. Момент, когда царственный сын управлялся рабочей тачкой, двигаясь с нею вперёд и вываливая из неё землю как простой рабочий, — был поистине торжественный: все смолкли, остались неподвижно на своих местах, и только головы поднимали дабы не пропустить ни одного движения работы высочайшей особы (эти моменты были отсняты фотографами). Позднее по поводу фотографии Цесаревича Николая с тачкой было высказано немало противоположных суждений. Одни видели в этом факте демократизм Цесаревича, его близость к народу. Другие же считали это подрывом святости, боголепия царя — божьего помазанника.





Совершая закладку, Цесаревич поинтересовался у господина Урсати о направлении линии, предстоящих выемках и насыпях, уклонах и тому подобных сведениях, о которых господин Урсати доложил наследнику. В это же время господин Урсати от лица всех инженеров поднёс Его Высочеству образ Христа Спасителя. По окончании церемонии Николай и Георгий сели в подготовленный вагон, туда же вошли Приамурский генерал-губернатор, военный губернатор, адмиралы, свита и Урсати. Раздался свисток, другой — и поезд тронулся медленно по свежей насыпи.

Репортёр одной из газет писал:
«Так как поезд наш шел по свежей насыпи медленно, из предосторожности, — то большинство собравшегося вдоль полотна народа, особенно рабочих команд и рабочих ссыльнокаторжных, недавно осчастливленных царскими милостями, успевали бежать за поездом...»

По мере приближения к месту закладки здания вокзала толпа увеличивалась, особенно на переездах. По прибытии к месту закладки станции «Владивосток», Цесаревич со свитой и генералитетом вышли к месту закладки станции, убранному зеленью и флагами. После краткого молебна наследник лично совершил закладку здания. На изящном серебряном блюде ему были поданы молоток и лопатка и в небольшом творильце цементный раствор. Августейший посетитель тщательным образом заделал памятную доску в камень, набожно перекрестясь.
Надпись на доске гласила:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В лето от Рождества Христова 1891, месяца мая 19, в благополучное царствование Его Императорского Величества Государя Императора Самодержца Всероссийского Александра III в г.Владивостоке заложен сей первый камень строящегося конечного участка Сибирской железной дороги (Уссурийской дороги) Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, в присутствии Его Королевского Высочества принца Георгия Греческого, при управлении Министерством путей сообщения статс-секретарем А.Я.Гюббенет, Приамурском генерал-губернаторе бароне Корф, при председателе временного управления казенных железных дорог генерал-лейтенанте Н.П.Петрове, губернаторе Приморской области генерал-майоре П.Ф.Унтербергер и при начальнике работ Уссурийской железной дороги инженере коллежском советнике А.И.Урсати.»

Tags: 1890-е, железная дорога, история Россия, фотографии
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments