basilius3 (basilius3) wrote in foto_history,
basilius3
basilius3
foto_history

Categories:

Лучший подарок это.... или о средневековых рукописях


Российская национальная библиотека располагает уникальной коллекцией западноевропейской рукописной книги V–XVI вв. Начало собирательства рукописей в России было положено во времена правления Екатерины II. Среди наиболее ранних западноевропейских рукописных книг V в. считается рукопись Августина Аврелия, известная под названием «Проповедь», написанная на папирусе.
[далее]
До середины XIV века западноевропейские средневековые рукописи создавали исключительно на пергамене – специально обработанной коже животных. Форма рукописной книги была близкой к современной – сшитый книжный блок и переплет. Традиция использования окрашенного пергамена, золота и серебра в качестве чернил восходила к античному Риму,
а затем была воспринята византийским и западноевропейским книжным искусством.
Наряду с традиционной формой книги в Средние века продолжали существовать рукописи в виде свитков. Именно так
выглядит «Всемирная хронология» – краткая хроника исторических событий от сотворения мира до начала XV века.
Созданная в начале XV века во Франции, она представляет собой два свитка на пергамене, каждый из которых намотан
на деревянный валик и помещен в футляр.

Именно в средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов.
Рукописные книги бывали зачастую богато украшены иллюстрациями и другими декоративными элементами. Средневековая книга представляла собой уникальное произведение искусства и считалась предметом роскоши. Предназначенная для храмов, монастырей, богатых и знатных заказчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.















Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие специалисты – миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы. Миниатор (лат. minium – сурик, красная краска) – художник, рисовавший цветные иллюстрации, миниатюры, инициалы, заголовки, отдельные
строки – «рубрики» и т.п.; раскрашивал красным рубрикатор (лат. ruber – красный). Иногда инициал или миниатюру иллюминировали сусальным золотом. Мастерами оформления сначала были монахи, но с XIII– XIV b. все чаще этим стали заниматься художники–миряне. Инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу – все это были элементы декоративного оформления средневековой рукописной книги.
Заглавного или титульного листа книги не имели. Текст начинался словами: «Incipit liber» («Начинается книга»)
или вообще без них. Выходные данные иногда приводились в конце книги, так называемом колофоне.
Назначением инициалов (они появились в раннем средневековье и сначала назвались «capitales») было украсить книгу, поскольку другие декоративные элементы в раннюю эпоху выглядели чрезвычайно примитивными.











С развитием средневековой культуры совершенствовалось и искусство оформления книги, разнообразились средства украшения. Искусство оформления книги средневековыми мастерами было доведено до совершенства.
Краски были сочнымии яркими – они сохранили чистоту и свежесть до наших дней, несмотря на прошедшие столетия.
Наружное оформление средневековой книги также имеет специфические черты. Размер ее варьируется от гигантских
фолиантов (сложенный пополам лист пергамента) до крохотного duodeco (в одну двенадцатую).
Диктовали размер не столько эстетические критерии, сколько наличие пергамена у изготовителя.
Tags: Средние века
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments