Дмитрий Зызин (ranenburzhets) wrote in foto_history,
Дмитрий Зызин
ranenburzhets
foto_history

Categories:

Памятники истории Чаплыгинского района Липецкой области. Ж/д вокзал "Раненбург".

В нашем районе официальных объектов культурного наследия,  находящихся под охраной государства, не так уж много (52 или чуть более), и подавляющее большинство из них находятся в Чаплыгине. По существу, к таковым по району можно отнести гораздо большее количество (в одном Чаплыгине более ста!), ведь памятники истории все равно остаются памятниками истории, независимо от статуса - охраняемые или нет.
По возможности, попытаюсь рассказать и об охраняемых памятниках истории и культуры, и о неохраняемых. Собственно, это будут такие информативно-краткие описания, без лишней "воды". Очень надеюсь, что уважаемые земляки-чаплыгинцы поделятся в комментариях любыми полезными сведениями.
Итак, первое по списку, это здание железнодорожного вокзала "Раненбург".


Вокзал ж.д. "Раненбург" (1-эт. каменный). Пл. Вокзальная. Построен в 1890 году. Здание состоит из двух прямоугольных, разной высоты, примыкающих друг к другу  кирпичных корпусов. Крыши четырехскатные (вальмовые).Имется декор. Архитектурный стиль - эклектика. Состоит на охране государства как памятник  архитектуры регионального значения.
Ж/д  вокзал "Раненбург", 1970 год. Фотография из архива Чаплыгинского краеведческого музея.



В дореволюционное время были залы -1-го и 2-го класса, имелось место под богослужение, а также ресторан и буфет.
В годы Первой Мировой войны в одном из помещений вокзала размещался лазарет на 8 коек (на содержании ж/д ведомства).
Во время Гражданской войны в здании вокзала был штаб 24-го Раненбургского  Особого железнодорожного полка. 27(14) августа 1919 года в Раненбург  ворвался один из отрядов  казачьего корпуса генерала Мамантова в количестве 300-400 бойцов. Город казакам красноармейцы сдали, а вот вокзал удалось удержать.

Находившиеся в городе отряды начали отступать и разбегаться в разные стороны. Благодаря распорядительности комполитсостава, отряды были быстро приведены в порядок, посажены на бронепоезд "Непобедимый" в количестве 400 штыков и отправлены на ст. Раненбург, где завязали бой с находившимися здесь казаками,не давая последним занять станцию и город.
Однако, несмотря на подошедшие к этому времени подкрепления из города Ряжска в количестве 250 шт. и отряда коммунаров в 120 чел., город не удалось удержать до подхода главных сил красных, в виду наличия артиллерии и превосходства сил у противника. Последнему к 19 часам удалось ворваться в гор. Раненбург, но прибывшие к этому времени главные силы, в составе 5 батальонов пехоты, кавбригады 56 стр. дивизии и 2 бронепоездов, перешли в концентрическое наступление: с севера отряд тов.Ораевского, с востока отряды тамбовского укрепленного района,с юга отряд т. Василенко и с запада отряд т. Фабрициуса. В результате комбинированного наступлении при активном участии бронепоездов и авиотрядов удалось в тот же день к 21 часам выбить казаков и занять город. Бой под Раненбургом явился переломным моментом в действиях красных частей, который доказал возможность сопротивления в результате совместных действий и своевремепринятых мер".



Фасад.



Дополнительная информация:
1.
21 августа 1919 года на агитационном поезде в Раненбург прибыл М.И.Калинин. Здесь на вокзале он провел собрание.

Агитационный поезд М.И.Калинина на  ж/д станции "Раненбург". 21 августа 1919 г. Фото из архива Чаплыгинского краеведческого музея.

2. Выписка из протокола, заседания уездного комитета партии гор. Раненбург от 31 августа 1919 года.

Вопросы: 2) Об открытии советских учреждений. 4) Об аресте т. Акушко.

Решение: 2) Постановили немедленно развернуть советские учреждения.

4) Компарт, обсудив вопрос об аресте т. Акушко и заслушав его доклад и прения по вопросу положения Раненбурга во время внезапного налета казаков, пришел к заключению, что т. Акушко, уйдя со станции Раненбург, поступил правильно, так как никакой реальной защиты станции в это время не было, солдаты разбежались и их приходилось собирать силой оружия. Неожиданное же нападение казаков со стороны Кривополянья надо полагать произошло не без предательства штаба 24 Раненбургского полка, т. к. плановое командование было в его руках и войска были в районе нападения, почему и не могли не знать о появлении казаков. Командный же состав не входил в подчинение уревкому, на что имеется телеграмма политкома Воронцова и Манчевского.
Козловский АОР ф. Раненбургского УИКа, дело с протоколами за 1919 год, стр. № 12.

3. Прибытие первого электропоезда на станцию Раненбург.

4.
Историко-публицистическая статья С.Макеевой "Дорога железная из прошлого тянется… ".

5. Паровоз серии  М160-02. Станция Раненбург, 1927 год.




Источник фото - здесь.

Tags: Военная история, Гражданская война, архитектура, железная дорога, железные дороги
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments