
Об этом пилоте-усаче в 60-70-х сохли многие американские дамы, его фото публиковали журналы США, при этом он имел славу "белой вороны", ставя под сомнение тактику дальних ракетных дуэлей. По его мнению умение вести ближний маневренный бой не изжило себя, а пренебрежение им было чревато тяжелыми последствиями для истребительной авиации. Претворять в жизнь бредовые, по мнению руководства идеи его и отправили во Вьетнам...
Робин Олдс родился в семье лётчика-аса Первой мировой войны и будущего генерал-майора регулярной армии Роберта Олдса. Его мать умерла, когда ему было четыре года, и Олдса воспитывал его отец. При этом Робин был старшим сыном из четырех детей.
Первый полёт Олдс совершил в возрасте 8 лет, он находился на заднем сиденье самолёта, который пилотировал его отец. В 12 лет он поставил своей целью поступление в военную академию Вест-Пойнт, чтобы стать офицером и военным лётчиком.
Кроме авиации, другой его страстью был американский футбол. Олдс играл в школьной команде, выигравшей чемпионат штата Виргиния в 1937 году. Благодаря своим спортивным талантам он получил предложения из Военного института штата Вирджиния и Дартмутского колледжа на обучение по "футбольной" стипендии.

1 июня 1940 года Робин Олдс был зачислен в Вест-Пойнт. Его учёба должна была закончиться в 1944 году, но в условиях военного времени была введена программа ускоренного обучения, а те курсанты, кто собирался служить в Воздушном корпусе Армии США (предшественник будущих ВВС США), прошли начальную лётную подготовку. 1 июня 1943 года Олдс завершил учёбу в Вест-Пойнте.

После прохождения подготовки лётчика-истребителя лейтенант Олдс был отправлен в 434-ю эскадрилью 479-й истребительной группы. Вместе с авиагруппой в мае 1944 года он прибыл в Великобританию. Олдс летал на тяжёлом двухмоторном истребителе P-38J «Лайтнинг», которому дал название «Scat» (позднее он называл так все свои самолёты).


Также с февраля 1946 года Олдс служил в 412-й истребительной группе, базировавшейся в Калифорнии и вооружённой реактивными истребителями P-80 «Шутинг Стар». В это время он вместе с другим асом минувшей войны подполковником Джоном Хербстом основал группу высшего пилотажа — по сути, первую в американских ВВС, предшественницу знаменитых «Буревестников».

Робин Олдс (в середине) у F-80. 1946 г.
15 апреля 1953 года, в возрасте тридцати лет Олдсу было присвоено звание полковника ВВС.В последующие годы Олдс без особой охоты работал на различных штабных должностях. В 1955 году он наконец вернулся в строевые части и в течение года командовал 86-й группой истребителей-перехватчиков, вооружённой самолётами F-86 «Сейбр» и базировавшейся в Ландштуль, ФРГ.
Потом вновь занимал административные и штабные должности, в 1963 году окончил Национальный военный колледж. В 1963—1965 годах командовал 81-м тактическим истребительным крылом (истребители-бомбардировщики F-101 «Вуду») на авиабазе Бентуотерс, Великобритания. Здесь он самовольно организовал группу высшего пилотажа, за что его (по его собственному свидетельству) собирались отдать под трибунал, но в конце концов просто сняли с должности и отправили в Америку.

Позже в 1963 Олдс был назначен командующим 81-м тактическим истребительным крылом (истребители-бомбардировщики F-101 «Вуду») в Королевских ВВС (Англия). Оное крыло было главной боевой единицей Военно-воздушных силах Соединенных Штатов в Европе, несло тактическое ядерное вооружение для поддержки союзников по НАТО в случае конфликта с СССР.

30 сентября 1966 года полковник Робин Олдс был назначен командиром 8-го тактического истребительного крыла «Волчья стая» (Wolf Pack), базировавшегося в Убоне (Таиланд) и принимавшего участие во Вьетнамской войне.

«Дом волчьей стаи» — авиабаза Убон.

Проникнув в воздушное пространство Северного Вьетнама, "Фантомы", звеньями по четыре с интервалом в пять минут, могли вести боевое воздушное патрулирование над всеми аэродромами северо-вьетнамских ВВС, одновременно блокируя китайскую границу, чтобы не дать МиГам ускользнуть.
После переноса срока операции из-за погоды, "Боло" была начата 2 января 1967 г., хотя условия были далеко не подходящими. Ральф Веттерхан, ветеран, имевший за плечами 80 боевых вылетов, участвовал в операции под начальством Олдса. Он так описывает своего командира: "Это был его первый боевой вылет на Ханой, и до самого места назначения он руководил полетом с хладнокровием, которого я никак не ожидал. Этот человек был или самым бесстрашным воином, или безрассудным новичком".
Немного спустя несколько истребителей МиГ-21 вырвались вверх и, по словам Веттерхана, "началась настоящая карусель". После двух неудачных атак Олдс прицепился к МиГу под углом в 10 часов, подсекая его слева направо. Зная, что бесполезно следовать за МиГом в развороте, он начал делать векторную "бочку": "...он стал разворачиваться налево, тогда я поднял нос самолета вверх и развернулся вправо. Я поднялся над ним, опустив верхнюю часть вниз, и завис там, ожидая, когда он завершит свой разворот, и выбирая момент, чтобы продолжить разворот вниз сзади него, установив угол в 20 градусов. Когда я опустился позади него, он был четко высвечен солнцем на фоне ярко-синего неба, я выпустил по нему две ракеты "Сайдуиндер", одна из которых попала в цель и оторвала его правое крыло".





Ему было известно, что сразу же после пятой победы и получения статуса первого американского аса со времён Кореи его сделают «военным героем» и отправят домой, чтобы не подвергать риску возможной потери. Для Олдса командование авиакрылом, участвующим в боевых действиях, оказалось важнее пятой звёздочки на фюзеляже его «Фантома».

Клин воздухозаборника F-4, на котором летал Олдс, с отметками
4 воздушных побед. Авиационный музей Тихоокеанского побережья
За боевые успехи Олдс также получил Крест ВВС, вторую по значимости награду Военно-воздушных сил, за налёт на мост Поля Думера в Ханое 11 августа 1967 года,
Олдс, кроме упрямства и свободолюбия, прославился еще и экстравагантными неуставными усами, которые гордо носил во Вьетнаме. Вскоре многие подчиненные ему пилоты, поддавшись армейским суевериям, начали и себе отпускать себе «пуленепробиваемые усы». Олдс начал отращивать усы в после успеха Операции "Боло", благодаря отсутствию рядом "высоких индюков из штаба".

Возвращение домой, однако, отметило конец этой "яркости". Во время представления своему начальнику - генералу Джону П. Макконнеллу, начальнику штаба Военно-воздушных сил, оный приблизился к полковнику, провел пальцем под носом и приказал: «Сбрить их!», на что Олдс мог ответить только: «Да, сэр».
Сбрив усы Олдс не был расстроен с приказом, благодаря ему среди пилотов Военно-воздушных сил появилась традиция "Марш усов" - в течении месяца экипажи военных самолетов, операторы и диспечера ВВС США во всем мире проводят символический, солидарный "протест" против инструкции Воздушных сил, запрещающей носит растительность на лице.

Последней должностью в ВВС для него стал пост директора аэрокосмической безопасности при Генеральном инспекторе ВВС США, на котором он работал с 1971 года.

Для выяснения причин этого Олдс был отправлен в инспекционную поездку по американским авиабазам в Таиланде. Проведя инспекцию и заодно самовольно совершив несколько боевых вылетов, он вернулся с мрачными заключениями. Олдс предложил, чтобы его понизили в звании до полковника и назначили на командную должность, чтобы он мог лично заняться изменением ситуации. Ему было отказано.

После ухода из ВВС Олдс жил в Стимбоут-Спрингс, Колорадо. Он катался на лыжах и работал в городской комиссии по планированию. В эти же годы пристрастился к алкоголю; в июне 2001 года его арестовала полиция за вождение в нетрезвом виде, причём он оказал сопротивление при аресте.
Дело закончилось тем, что Олдс был приговорён к выплате штрафа в размере почти 900 долларов, посещению курсов по избавлению от алкогольной зависимости и 72 часам общественных работ.

Community Info