y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Categories:

Японские субкультуры: история формирования образа гяру.

23110d249aa97573514868d9d756d5a0.jpg

Япония почти всегда была страной, в которой традиционный уклад жизни имел очень важное значение, а смена этого уклада негласно была табуирована. Однако с таким взглядом на жизнь были согласны не все японцы. Конфликт между поколениями отцов и детей породил у вторых желание выделиться и получить независимость, как от своих родителей, так и от традиций.
Особенно сильным это желание было у девушек, ибо, как уже рассказывалось в одной из прошлых статей, их «правильное» поведение и внешность были расписаны особенно четко. Длительные метаморфозы в японском обществе привели к появлению различных субкультур, об одной из которых мы и расскажем, но, обо всем по порядку.

Причина коренных изменений во взглядах японцев кроется во влиянии культуры Запада на традиционное общество. Впервые европейцы прибыли на японские земли еще в XVI веке, и тогда были восприняты очень негативно: португальцы получили прозвище намбандзины (яп. 南蛮人 южные варвары), а представители германских народов — комо (яп. 紅毛 красноволосые).
f68996944be62d4a5b85d2cbb1aeeca8.jpg
Европейцы в представлении японцев второй половины XVI века
Одежда и внешность европейцев первое время казалась японцам чем-то неизящным, лишенным красоты, и эстетики, отчего и высмеивалась.

Однако постепенно японская мода стала перенимать западные примочки, что привело к появлению в гардеробе самурая тех времен дзимбаори (яп. 陣羽織, «походная накидка») — жилета без рукавов. Такую версию табарда носили не только знатные самураи, но даймё, и даже сёгуны. Несмотря на то, что с приходом к власти Токугавы, почти все европейцы были изгнаны, среди простого люда остались такие заимствования как короткие брюки матахики (яп. 股引 кальсоны) и короткий плащ каппа (яп. 合羽 водяной).
7f9d58f561561ef67017f1c40e385da8.jpg
Дзимбаори
После реставрации Мэйдзи японская мода начала активно вестернизироваться, особенно ярким было постепенное замещение традиционной одежды на западную. В это же время женщины впервые за долгое время почувствовали, что у них есть возможность сломить вековые устои и традиции, связанные с женскими ограничениями.

Так появились Модан гару (яп. モダンガール от англ. modern girl, также «мога»), молодые женщины, следующие западной моде, слушающие джаз и игнорирующие традиционные правила поведения для женщин.
87d3792855c618335da57d0039640700.jpg
Киёси Кобаякава, «Подвыпившая»
Характерными чертами «современных девушек» была полная финансовая и внутренняя независимость. Они жили на собственные заработки, не находились на попечении семьи, курили, проводили много времени в различных популярных заведениях, тратили много денег, а также имели сексуальную свободу в выборе партнеров.

И, хотя в действительности, численность модан гару была невелика, вокруг этого явления, чуть ли не впервые в Японии, был создан пласт массовой культуры. В новомодных женских журналах это явление рассматривалось как идеальная целевая аудитория для них, а в националистической прессе образ «современных девушек» рассматривался сквозь призму сравнения европейской культуры, подчеркивая такие недостатки как легкомыслие, сексуальная распущенность, эгоизм и подверженность влиянию Запада.
6088638894197da055daad8acc28057a.jpg

e0d37ef4103d33cd9c2afc4d3b5123a3.jpg

e6b0ef575310e26d7a46867dff1fbf2e.jpg
Тлетворное влияние Запада во всей красе
Так или иначе, в начале 30-х годов, из за подъема национализма и экономических трудностей Великой депрессии популярность модан гару сошла на нет, а на их смену пришла идеология рёсай кэмбо (良妻賢母 «хорошие жены и мудрые матери»), а также, уже известная ямато-надэсико.

Снова западные веяния начали распространяться в Японии уже после её поражения во Второй мировой войне. Японская молодежь, чувствуя неудовлетворённость консервативностью традиционной японской культуры, часто посещала район Харадзюку, заселенный американскими семьями, желая приобщиться к западной культуре. Постепенно, к пятидесятым годам Харадзюку стал символом западной культуры, которой начали увлекаться всё больше молодых японцев. Впервые это начало проявляться у гяру, на которых мы и остановимся.
1ac13750490a0592f768f9b2b80336cf.jpg

053f35aea02d1525294fb820080d0afc.jpg
Эстетика ваби-саби в интерьере

Долгое время, опорой японского менталитета и культуры был принцип ваби-саби, опорными столпами которого были эмоциональная сдержанность и меланхолия в поведении. Этот же принцип проявлялся в воспитании. Публичное выражение своих эмоций и чувств считалось недопустимым, желание выделиться также осуждалось, что особенно ярко прослеживалось в принципе «работа для коллектива». Желание молодых девушек перестать жить по этим принципам и повлекло за собой появления субкультуры гяру.

Гяру (яп. ギャル, японская транскрипция gal с искажённого английского слова girl — «девушка»), это популярная субкультура, появившаяся в конце шестидесятых, и достигшая своего пика в девяностых, особенностями которой является легкомысленное поведение, позитивное мышление, любовь к яркой модной одежде, а также особенное, отличающееся от классического представление об идеалах красоты.
0c5f161873210261166b64149a159c32.jpg
Первый номер журнала Popteen (1 октября, 1980 год)
Хоть и гяру появились раньше, считается, что популяризировалось это течение вместе с появлением первого выпуска журнала Popteen в 1980 году, позже ставшего культовым среди японок того времени, учивший быть их сексуальными и привлекательными.

В дальнейшем, на волне популярности появилось множество новых журналов, активно пропагандирующие среди молодых девушек гяру-стиль, такие как egg (яп. エッグ), Ranzuki (яп. ランズキ), Cawaii! (カワイイ!) и другие.
119caa165de4ac32ea5323987b944a82.jpg
Образ гяру в 70-х и 80-х годах
В середине восьмидесятых годов издания подобного типа завоевывают все большую популярность, а их статьи становятся более непристойными, пропагандирующими потребительский образ жизни, вплоть до описания подросткового секса. Не обладая большими бюджетом и аудиторией, данные журналы делали ставку на подростков, желающих ближе приобщиться к европейской и американской жизни.
Все это привело к тому, что данный термин стал восприниматься как название девушек, ведущих беспорядочную половую жизнь, и получил крайне негативное значение.

В девяностые набирает популярность певица Намиэ Амуро, именно её стиль положил начало большинству популярных элементов гяру-моды: в частности, мини-юбка, сапоги, проволочные аксессуары и загар. Её фанатов, а также девушек, следующих её стилю, стали называть amuraa (яп. アムラー).
7cf8a28cf4c6208eb390f9a4815b7633.jpg
Намиэ Амуро
Все это привлекло к явлению пристального внимания прессы, вследствие чего термин гяру (gal) активно распространился и стал «модным словечком». Первоначально СМИ воспринимали гяру как часть множества «молодых офисных девушек», любящих красивую жизнь, а потом и девушек, танцующих на дискотеках в туфлях на большой платформе и носящих обтягивающую одежду.

Всё меняется в 1993 году, когда журналист Кадзума Яманэ написал очерк под названием «Структура гяру», где данное слово трактовалось как название субкультуры молодых женщин, одержимых утрированным материализмом и идеализирующих ночную жизнь состоятельных людей.
4574375b1b0c1c69d43072a823c6bb9b.jpg
Амураа гяру
В это же время появляются особенно нашумевшие когяру (от яп. 高校生 ко:ко:сэй старшеклассница). Это подвид молодых гяру, для эстетики которых были характерны яркие, гламурные цвета, мини-юбки, обувь на большой платформе, белые гольфы, а также большое количество косметики, загара и прочие атрибуты «искусственной красоты».

Данный образ обрёл большую популярность среди мужской аудитории, тема стиля гяру стала освещаться с разных сторон мужскими журналами. Дошло до того, что издание Takarajima опубликовало статью о покупке сексуальных услуг школьниц с расценками, попутно повествующую о всеобщем падении нравов у японской молодёжи.
6a4d99ee29901a0dc2984a0c919be66d.jpg
Когяру и классические атрибуты: укороченная юбка,осветленные волосы, луз-соксы

Так среди когяру получила распространение практика оплачиваемых свиданий (яп. 援助交際), что позволило журналистам приравнять гяру и когяру к проституткам. И, хотя это было не совсем так, в массах, любительниц данной субкультуры стали описывать как девушек, занимающихся проституцией ради модных вещей и дорогих аксессуаров.

Шумиха вокруг этого спровоцировала рост подобных случаев, и уже вскоре на улицах Сибуи можно было встретить множество школьниц с подобными предложениями. И, хотя в обществе практика оплачиваемых свиданий жестко критиковалась, были часты случаи привлечения к ответственности школьных учителей, монахов, руководителей крупных компаний и даже чиновников за пользования подобными услугами.
Японским обществом подобное было воспринято неоднозначно.
17cf764a4bc9042739cdf91dbc6556a3.jpg
Гангуро и гяру (кадр из хентая)
В то время, как консерваторы и моралисты говорили о падении нравов Японии и поклонению материальным ценностям, радикальные феминистки видели в этом возможность женщин управлять своим положением в «мужском обществе».

И, хотя образ гяру был чрезвычайно популярен среди мужчин, девушки этой субкультуры описывались как «дикие и сексуальные», внутри самого гяру-комьюнити занимающиеся оплачиваемыми свиданиями особы, считались аутсайдерами, позорящими гяру.
Так, бывшая когяру в интервью 2009 года для сайта Tokyo Damage Report рассказывала о следующем: «Часто к нам подходили пожилые мужчины и спрашивали — «Сколько стоит секс с вами?» Некоторые вообще сразу начинали торги, без каких-либо вопросов. Во всём этом виноваты СМИ, они создавали у людей мысль, что мы падшие женщины. Светлые волосы и свободные носки — и окружающие воспринимали вас подростком-проституткой.»
269c62d543f468f9435c982675d95e47.jpg
"Документальное" описание стиля жизни гяру из японской манги (Эх, сколько я материала уже перелопатил)
В итоге противостояние СМИ и взрослых с одной стороны и гяру с другой привело к изменениям в субкультуре. К примеру, это развило у гяру грубую и мужиковатую манеру речи с незнакомцами, призванную быстро и решительно отшивать домогающихся мужчин.
387239c90c792124ade367cb8a5559f7.jpg

7a4b5cec36870687b93461333ac92d83.jpg

e6df6beb51cd46abeaaa6a04db6ae6c4.jpg
Менее популярные ответвления: разноцветные гяру, рок-гяру, гангуро.
Начиная с двухтысячных годов, образ гяру стал стремительно расширяться. Практика оплачиваемых свиданий стала редкостью, и гяру перестали ассоциироваться с проститутками, чем заслужили какое-никакое признание.
В последствие, мода данной субкультуры неоднократно претерпевала сильные изменения, что повлекло за собой, сначала раскол, а потом и разветвление на различные стили, что, однако, является отдельной темой для статьи.
ae12fe1e29f9047a5aedc3c02f78a445.jpg
Образ гяру в аниме



ТАКЖЕ: Sukeban : дерзкие и крутые
Tags: 1980-е, 1990-е, 2000-е, забавное, история Японии, красота, мода, одежда, пятничная красавица, субкультуры, удивительное
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments