visualhistory (visualhistory) wrote in foto_history,
visualhistory
visualhistory
foto_history

Category:

Улицы мира 60 лет назад. Колорит красивой эпохи

Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1958 год.
Мне стоило огромного труда отобрать для поста несколько десятков снимков из имеющихся полутора тысяч.
1950-е — самая красивая и фотогеничная эпоха. Поэтому снимками можно просто любоваться, не особо усердствуя в том, чтобы давать сравнения с современностью и делать глубокомысленные выводы.
В этот раз даже не будем группировать материал, а дадим города в алфавитном порядке.
Но начнём всё равно (по традиции) с Пекина, потому что его снимок мне кажется наиболее интересным.

Пекин в год рождения китайского автопрома, проспект Чаньань (ВСЁ КЛИКАБЕЛЬНО):
1958 Beijing Chang An1

Прощальное фото на память, где главный проспект Пекина ещё напоминает Елисейские Поля. Уже через год, по примеру Садового Кольца в Москве, всё закатают в асфальт, заодно убрав и трамвай.
Вероятно, одновременно снесли и здание, с которого сделан этот снимок, потому что в этом ракурсе больше никто не снимал.
Однако и очень примерно сравнение даёт представление о том, как там теперь:



1958 Пекин, пр-т Чаньань2

Поразительно, что по китайскому аналогу московской Красной площади всё ещё носятся потоки машин! В "кремлёвский проспект" закрыли ещё в 1963 г. Китайцы, конечно, не могут перерезать главную магистраль столицы, но что мешает убрать всё в туннель на небольшом участке напротив площади Тяньанбмэнь?

Анкара
1958 Анкара

Архангельск, пр-т Павлина Виноградова (фото С.О.Фридлянда):
1958 Архангельск Павлина Виноградова frid02661lg

Здесь во всей красе представлен суровый советский трафик областного центра 1950-х: одинокий трамвай и два армейских внедорожника (ГАЗ-67 и ГАЗ-69).

И это главная улица города в то время!  Фридлянд сделал на пр-те Павлина Виноградова (ныне вновь Троицкий пр-т) несколько дублей и всегда в кадр попадал один трамвай и 1-2 других транспортных средства:

1958 Архангельск ул. Виноградова

Асмэра:
1958 Асмэра

Этот прекрасный город появляется в наших обзорах впервые и большинство читателей вряд ли знают, где он вообще находится. Погуглите ради интереса. Ведь его называют ни много ни мало "маленьким Римом"!

Афины:
1958 Афины. Seymour Katcoff

Ни в одной европейской столице не было столько крутых американских тачек! В чём причина? Отсутствие у Греции собственного автопрома? Особе отношения с США?
На первом снимке Афины больше похожи на какой-нибудь Сан-Франциско, но у этого "двуликого Януса" имелась вторая ипостась.  Через пару кварталов уже совсем другой город:

1958 Афины

Однако "городом контрастов" я бы Афины всё равно не назвал. Настоящие контрасты начинаются чуть дальше, на Ближнем Востоке!

Багдад (фотограф Robert Baylors):
1958 Багдад

Фотографу очень хорошо удалось представить в одном кадре многоликий образ Багдада, в котором британское наследие слилось с колоритом арабской улицы.

Бангкок, Yaowarat Road:
1958 Бангкок Yaowarat Road

Бангкок уже на подъёме, но ещё полом милого азиатского очарования, на место которого через 3 десятилетия придёт клубок из хайвеев и небоскрёбов.

Бейрут. Rue Georges-Picot, фотограф Thomas J Abercrombie
1958 Бейрут. Rue Georges-Picot, Thomas J Abercrombie

Даром, что другой фотограф, а переплетение цивилизаций на нескольких метрах бейрутской улицы показано почти так же, как в Багдаде!
Вспомнилось, что 7 лет назад, когда только замышлялся проект "20 век в цвете", изначально я хотел сравнивать именно такую уличную натуру: людей, торговлю, детали городского быта. Но в итоге получилось сравнение транспортной инфраструктуры.

Западный Берлин, Bikinihaus:

1958 Берлин, Bikinihaus

Ремонтные работы обнажили метро сверхмелкого залегания.

Для сравнения то же место в 2015 г.:

1958 Берлин, Bikinihaus 2015

Берлин. Главная торговая улица Западного сектора Kurfuerstendamm:
1958 Берлин. Kurfuerstendamm

Крутой контраст с главной улицей (аллеей Сталина) в Восточном Берлине:

1958 Берлин. John Shultz

Я никогда не смогу понять, как они умудрились обходиться без Стены аж до 1961 г.? По идее, она должна была появиться ещё летом 1945-го.

И ещё один колоритнейший вид Берлина (Западного или Восточного?), доставка пива:

1958 Берлин. Schultheiss liefert das Bier

Бостон:
1958 Бостон

Парковка на тротуарах! Для современной России это в порядке вещей, а для мира 1950-х это был такой экзотик-экзотик!

Брюссель. Rue de Neuve Street:
1958 Брюссель. Rue de Neuve Street

Брюссель в разгаре "брюсселизации".

Будапешт, Clark Ádam ter:
1958 Будапешт, Clark Ádam ter

Венгерский автопром специализировался на автобусах, поэтому с легковушками в Будапеште 1950-х была некоторая напряжёнка.

Будапешт. Kalvin ter:
1958 Будапешт. Kalvin ter sarok

Почти все страны соцлагеря обходились в 1950-е без легковых автомобилей.

Бухарест:
1958 Бухарест

В отличие от ярого "западника" Чаушеску, "сталинист" Георгиу Деж не делал культа из массовой автомобилизации.

Варшава. Фотограф John William Reps:
1958 Варшава. John William Reps3.jpg

Свежеостроенный главный проспект новой Варшавы, символ возрождения города и успехов социалистического строительства.

Но за парадным фасадом скрывалось второе лицо многострадальной польской столицы (фотограф John Shultz):
1958 Варшава. John Shultz

Гавана. Gran Prix Кубы за несколько недель до бегства Батисты:
1958 Гаван. Gran Prix of Cuba color photos6

Батиста бежал, но роскошные американские тачки 1950-х навсегда остались с кубинцами.

Катманду. New Road:
1958 Катманду. New Road

Было мило. А теперь там сплошные пробки, как и везде в "Третьем мире".

Киев, Софийская площадь ещё в трамваем:
1958 Киев Софийская3

Его уберут оттуда уже в следующем, 1959 г.

Копенгаген:
1958 Копенгаген

Этому жёлтому трамваю оставалось ещё 10 лет жизни.

Копенгаген тогда (как и сейчас) был велосипедной столицей Европы:
1958 Копенгаген2

Даже в Амстредаме, пожалуй, не было такого велопотока.

Лиссабон. Praca do Areeiro:
1958 Лиссабон Praca do Areeiro

Она же в 2012 г.:
1958 Лиссабон Praca do Areeiro2012

Лондон:
1958 Лондон

Лос-Анджелес:
1958 Лос-Анджелес

Мар дель Плата. Фотограф Dmitri Kessel:
1958 Мар дель Плата. Kessel

Это курортный город в Аргентине. После войны она какое-то время входила в 10-ку богатейших стран мира. У власти стояли националисты, защищавшие местного производителя. Поэтому марки машин выглядят устаревшими на 10-20 лет.

Москва, фотограф Wein Sarolta:
1958 Москва Wein Sarolta

Вот были времена: по Красной площади носились машины! Представляю, как возмущались водители, когда в 1963 г. им закрыли сквозной проезд!

В 1958 г. СССР выпустил 511 тыс. авто, в т.ч. 122 тыс. легковых машин.

Москва. Универмаг «Детский мир». В. Тарасевич:
1958 Москва. Универмаг «Детский мир». В. Тарасевич

В этом кадре очень точно и наглядно представлена структура московского уличного траффика конца 1950-х.

Нью-Йорк, Таймс-сквер:
1958 Нью-Йорк, Таймс-сквер

Теперь здесь на 70% пешеходная зона, в строгом соответствии с духом времени.


Париж. Place de la Concorde:
1958 Париж. Place de la Concorde

Париж вновь, как в 1920-е, стал городом автомобилей. Запарковано всё!

Париж, у входа в сад Тюильри:
1958 Париж. Tuilleries Gardens Entrance From Place de la Concorde

Весь цвет французского автопрома!

Прага, Вацлавская площадь:
1958 Прага, Вацлавская площадь

Поскольку чешский автопром считался самым крутым во всём соцлагере (наряду с СССР), даже в 1950-х на улицах Праги можно было заметить легковые автомобили "в ассортименте". Но настоящими хозяевами дорог были, конечно, трамваи!

Рейкьявик:
1958 Рейкьявик

Кажись, ГАЗ-69 в экспортном варианте. Ишь куда добрался!

Санкт-Петербург (тогда Лениград). Невский проспект:
1958 Санкт-Петербург. Невский проспект

Верните трамвай и брусчатку на Невский!

Сан-Паулу:
1958 Сан-Паулу

Сан-Паулу — это тот же Чикаго, только в Бразилии. Самый крутой город Южной Америки.

Сан-Франциско, Market Street:
1958 сан-Франциско, Market Street

Сидней, трамаи на мосту через Bradfield Highway:
1958 Сидней, трамаи на мосту через Bradfield Highway

Сингапур:
1958 Сингапур

Сингапур ещё часть Малайзии, но в нём уже появились первые высотки и много автомобилей! В те славные времена машину мог купить любой желающий.

Стокгольм:
1958 Стокгольм

Шведский социализм 1950-х это "хрущёвки", "брежневки" + массовая автомобилизация!

Токио, Гинза:
1958 Токио, Гинза

Благодаря зданию Вако с часами э самый классический и узнаваемый вид Токио. Обратите внимание на интенсивность трамвайного движения!

Проспект Маннергейма в Хельсинки:
1958 Хельсинки. John Shultz

За 60 лет здесь особенно ничего не изменилось. Сохранить трамвай на главной улице города — вот это реально круто!

Чикаго:
1958 Чикаго

Многоуровневая транспорта инфраструктура по тем временам была ещё довольно редким явлением.
В 1958 г. Чикаго расстался с трамваем.

Якутск, укладка мостовой из чурок (торцовой плашки), фотограф Говард Сохурек:
1958 Якутск. Sochurek4

Мощение улиц деревянными чурками практиковалось в северных городах СССР с 1930-х гг. А когда-то, в 19 веке, так делали даже в Европе. В Петербурге Невский проспект был замощён чурками до наводнения 1924 г.

Другие серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945*, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006

Tags: 1950-е, авто-история, города, транспорт
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments