anty_big_game (anty_big_game) wrote in foto_history,
anty_big_game
anty_big_game
foto_history

Categories:

Отказалась ли Россия от ядерных поездов?

Я хоть не специалист, но понимаю, что БЖРК были существенным оружием сдерживания! Не оружием массового поражения, как было это у американцев в Хиросиме и Нагасаки, а именно, оружием сдерживания! Чем больше известных и неизвестных для американцев таких оружий сдерживания, тем дольше будет на планете Земля мирных дней без войны! Так ещё в школе учили!



Сотрудники группы специального назначения "Вымпел" ПГУ КГБ СССР. Архивное фото.


В начале января 1990 года на тот момент совершенно секретное подразделение Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ СССР «Вымпел» получает задачу найти и условно уничтожить боевой железнодорожный ракетный комплекс "Молодец", уникальный образец советской инженерной мысли, по простому "атомный поезд". Задачу поставили так: "Вот вам район, работайте…"

Значительная протяженность границ и огромные территории нашей страны обусловили важность железнодорожного сообщения. А, как известно, там, где мирное, там и военное.




Платформа спецпоезда «Терек» с установленным на ней танком Т-62, февраль 2003 г.
Платформа спецпоезда «Терек» с установленным на ней танком Т-62, февраль 2003 г.


В самое тяжелое для нашей страны время железная дорога брала на себя основную нагрузку по переброске войск, вооружения и грузов.

Транспортными задачами «железка» не ограничивалась. Для защиты эшелонов создавались бронепоезда (концепция их применения зародилась еще в 19 веке), которые своей огневой мощью не раз решали исход сражений.

Кстати, современные потомки бронепоездов времен Великой Отечественной войны принимали участие в первой и второй Чеченских войнах.


С врагом можно и нужно бороться не на своей территории (это уже крайняя мера), а за ее пределами на дальних подступах. А в качестве превентивной меры лучше устрашить настолько, чтобы у противника даже мысли о "кнопке" не возникало, вот здесь то и пригодились «ракетные поезда».

А где же наш «Молодец»?



БЖРК "Молодец" в музее.

Среди всего многообразия поездов и вагонов, бесконечных железнодорожных веток и перегонов советские конструкторы решили спрятать ядерную «дубинку» с говорящим именем «Молодец».

Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что… и получи за это государственную премию. Именно так можно было охарактеризовать полученное конструкторами задание от военных. И справились же, создав уникальное оружие, аналогов и конкурентов которому в мире нет и вряд ли будет.



Испытательный пуск ракеты комплекса "Скальпель".

В тех учениях сотрудники ГСН «Вымпел» задачу как всегда выполнили. Применив оперативную смекалку и профессионализм, они обнаружили поезд и условно его уничтожили.
И если советским спецназовцам пусть и с трудом, но все-таки удалось обнаружить БЖРК, то вероятному противнику со всеми его разведывательными возможностями, это оказалось не под силу.

Где-то в «укрытии» под тенью бескрайних русских лесов стоит «обычный» ж/д состав с вагонами-рефрижераторами или мощные тепловозы тянут очередной «товарняк»… но поступает боевой приказ и БРЖК покидает укрытие, уходит на одну из 200 площадок, которые до 1991 года были сформированы на территории Костромской и Пермской областей, Красноярском крае (три дивизии – 12 БЖРК).





Команда на пуск получена, крыша «вагона открывается, выдвигается специальное устройство, которое сдвигает в сторону контактную сеть, твердотопливная ракета РТ-23 (по классификации НАТО СС-24 "Скальпель") в транспортно-пусковом контейнере занимает вертикальное положение…пуск! и МБР с разделяющейся головной частью на 10 боеголовок (по 500 килотонн каждая) стремительно преодолевает расстояние в 11 000 км и успешно поражает цель.



Их проверяли и на воздействия ЭМИ (эксперимент "Сияние" в 1991 году) и на устойчивость к взрывной волне (эксперимент "Сдвиг", подрыв 100 тысяч мин в 650 м от поезда)… нарушения боевых процедур допущено не было.

Знаменитые советские БЖРК, боевое развертывание которых было завершено в самое неблагоприятное время развала Союза, оказались фактически первыми в американском списке на ликвидацию в рамках разного рода договоров о сокращении наступательных вооружений.


Современная действительность БЖРК не столь радужна, как хотелось бы. Снижение финансовых затрат на развертывание современных ракетных поездов «Баргузин» с МБР РС-24 «Ярс» на борту (меньший вес ракеты позволяет отказаться от дополнительных демаскирующих колесных осей и необходимости специальной подготовки железнодорожного полотна) все-таки не позволило «уместить» его в финансовые рамки Государственной программы вооружений. Проект по возрождению «атомных поездов» был заморожен на неопределенный срок, как и столь ненавистный Западом ядерный комплекс «Рубеж».

Приоритетом государства до 2020 года стали озвученные президентом системы вооружений, ракетные, и лазерные. От поездов не отказались совсем, но перспективы их туманны.








Источник
Tags: железные дороги, история Россия
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments