К 7 августа 1943 года командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка (203-я истребительная Знаменская авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) капитан С. Д. Луганский выполнил 221 боевой вылет, в воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника (из них 5 побед одержал всего за 5 летных дней с 5 по 10 июля). За эти подвиги представлен к званию Героя Советского Союза, которое присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1493).
Продолжая боевую работу в составе того же полка, к декабрю 1943 года сбил лично ещё 13 вражеских самолётов, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 1981).
В июле 1944 года майор С. Д. Луганский стал командиром своего полка (который 5 февраля 1944 года был преобразован в 152-й Гвардейский ИАП). В феврале 1945 года отозван с фронта и направлен на учёбу в Военно-Воздушную академию. К этому времени совершил 390 боевых вылетов, лично сбил 34 и в группе 1 самолёт противника.
В 1949 году окончил Военно-Воздушную академию. Служил на командных должностях в войсках ПВО. С 1964 года генерал-майор авиации С. Д. Луганский - в запасе. Жил в Алма-Ате. Умер 16 января 1977 года.
Награждён орденами: Ленина (02.09.1943, ...), Красного Знамени (28.02.1942, 22.07.1943), Александра Невского (05.09.1944), Красной Звезды (19.05.1940, 19.11.1951); медалью "За боевые заслуги" (06.11.1946), другими медалями.
* * *
Список известных воздушных побед С. Д. Луганского:
Д а т а |
Противник |
Место падения самолёта или проведения воздушного боя |
Свой самолёт |
21.10.1941 |
1 Ме-109 |
станция Синявка |
ЛаГГ-3 |
17.11.1941 |
1 Ме-109 |
Азов |
24.07.1942 |
1 Ме-109 |
Южный фронт |
05.07.1943 |
1 ФВ-190 |
аэродром Сокольники |
Як-1 |
1 Хш-126 |
район Харькова * |
07.07.1943 |
1 Хш-126 |
Ново-Александровка |
1 Ю-87 |
Яковлево |
10.07.1943 |
1 Ю-88 |
Терновка |
14.07.1943 |
1 Ме-109 |
Оскочное |
17.07.1943 |
1 Хш-126 |
район Белгорода * |
23.07.1943 |
1 Хш-123 |
Андреевские |
25.07.1943 |
1 Ме-109 |
Шопино |
03.08.1943 |
1 ФВ-190 |
Болховец |
1 Ме-109 |
Стрелецкое |
05.08.1943 |
1 Ме-109 |
западнее Пушкарное |
1 ФВ-190 |
Бессоновка |
06.08.1943 |
1 Ме-109 |
Ново-Николаевка |
07.08.1943 |
1 Ю-87 |
Крестовой |
17.08.1943 |
1 Ме-109 |
Ольшаны |
18.08.1943 |
1 ФВ-190 |
Котляры |
23.08.1943 |
1 ФВ-190 |
Покатиловка |
02.09.1943 |
1 Ме-109 |
северо-восточнее Михайловка |
05.09.1943 |
1 Ме-109 |
юго-восточнее Борки |
06.09.1943 |
1 Ме-109 |
Крестище |
07.09.1943 |
1 Ме-109 |
Рябухино |
09.09.1943 |
1 ФВ-190 |
Коряги |
10.09.1943 |
1 Ме-109 |
Тёщина Поляна |
03.10.1943 |
1 ФВ-190 |
Бородаевский |
04.10.1943 |
1 Ме-109 |
Лиховка |
28.11.1943 |
1 Ме-109 |
Знаменка |
16.04.1944 |
1 Ме-109 |
Красноармейская |
02.06.1944 |
1 Ме-109 |
Мунтени |
04.06.1944 |
1 Ме-109 |
Валя Лупулуй |
1 Ме-109 (в гр. 1/3) |
05.06.1944 |
1 ФВ-190 |
Хорлешти |
Всего сбитых самолётов - 34 + 1; боевых вылетов - 390.
|
* Победа включена в список на основании Представления к званию ГСС, в оперативных и отчётных документах не упомянается.
Из фотоматериалов военных лет:
Из материалов прессы военных лет:
Источник
вот як-1. фонарь переходит в гаргот. а на всех схемах Як-1Б.
Edited at 2018-10-02 04:38 pm (UTC)
Edited at 2018-10-02 05:04 pm (UTC)
В ней же описана сцена получения Луганским на заводе самолета Bf.109 в качестве подарка, на котором он и летал какое-то время.
Edited at 2018-10-02 04:55 pm (UTC)
Восемь машин опробовал я, и ни одна из них мне не понравилась: тяжелы и неуклюжи. Директор завода указал на одиноко стоявший в сторонке истребитель:
— Попробуйте-ка вот этот. Попробуйте, попробуйте. Я вам дело говорю. Этот самолет особенный.
— Что ж в нем особенного?
— Ну, если уж вы такой недоверчивый...
И директор рассказал мне. Недавно, всего несколько недель назад, на одном из подмосковных аэродромов были собраны истребители самых различных марок. Тут были немецкие "мессершмитты" и "фоккеры", американские "кобры", наши "ЯКи" и "лавочкины". Устроили своеобразное соревнование — какая машина лучше.
На этих испытаниях присутствовали конструктора, директора заводов, руководители авиационной промышленности.
Лучше всех себя показали немецкий "мессершмитт" и американская "кобра".
— Этот самолет, — указал директор на одиноко стоявший истребитель, — был на испытаниях. Мы его специально готовили.
Самолет оказался хорошим. Я исполнил на нем целый каскад фигур высшего пилотажа, сел и, едва спрыгнув на землю, заявил:
— Все. Беру этот. Никому не отдам.