y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Categories:

Американские катера на воздушной подушке PACV SK-5 во Вьетнаме



Вьетнам представлял собой идеальный полигон для испытания новой военной техники. В дельте Меконга американцы получили первый (и пока последний) опыт боевого использования кораблей на воздушной подушке PACV (Patrol Air Cushion Vehicles - Патрульные Суда На Воздушной Подушке).

На Западе пионерами в этой области техники являлись англичане, они же первыми и применили PACV для борьбы с партизанами в Малайе. В 1966 году ВМС США закупили в Англии три корабля SRN-5. На фирме Белл PACV SRN-5 модернизировали путем установки вооружения и более мощных двигателей. В ВМС США эти корабли получили обозначение SK-5.

Уже в мае 1966 г. все три PACV SK-5 оказались во Вьетнаме. 107-й дивизион PACV вошел в состав TF-116, но SK-5 действовали и в интересах TF-115, патрулируя морское побережье.
В ноябре PACV SK-5 перебросили на север Дельты, ближе к границе с Камбоджей. Этот район занимали обширные затопляемые рисовые плантации – идеальное место, по мнению ряда офицеров ВМС, для испытаний кораблей на воздушной подушке.

Район плантаций являлся «заповедником» Вьет Конга. Катера сюда забраться не могли, а вертолетов не хватало. Действия SK-5 в приграничных районах получили название операции «Квай Ват». Корабли работали совместно с «зелеными беретами» и находились в оперативном подчинении командования сухопутных войск.
На первых порах SK-5 произвели оглушительный психологический эффект: в брызгах воды и комьях грязи невиданное чудище передвигалось по воде и по суше, оглушая окрестности ревом своих двигателей. Южновьетнамские солдаты присвоили PACV радиопозывной «Монстр».

Усилению психологического эффекта способствовали зубастые пасти, которые именно тогда нарисовали в носовой части кораблей их экипажи. Пожалуй, психологическим эффектом дело и ограничилось.
Три PACV при всем желании не могли покончить с партизанами даже в ограниченном районе. Операция «Квай Ват» продолжалась до декабря 1966 г. Экипажи SK-5 записали на свой счет тридцать одного убитого вьетконговца, примерно 70 сампанов и 70 уничтоженных строений военного назначения (проще говоря – хижин, которые использовались партизанами).
То есть, за два месяца PACV причинили противнику такой же ущерб, какой наносили в одном удачном бою катера и вертолеты.
В 1967 году и в первой половине 1968 года PACV действовали совместно с «пиберами» и вооруженными вертолетами. В июне 1968 г. SK-5 перебросили на Север, в Хюэ, где PACV передали частями 101-й аэромобильной дивизии. Летом 1969 г. все три SK-5 вернулись в США.
Опыт использования PACV во Вьетнаме оценивался весьма неоднозначно. С одной стороны, эти корабли, имевшие высокую максимальную скорость и исключительную проходимость по мелководью и заболоченным участкам, могли быстро и неожиданно появляться в угрожаемых местах, с другой стороны – из-за высокой шумности всякая внезапность появления исключалась, вооружение PACV было слишком слабым, механическая часть оказалась сильно подверженной коррозии.

Главным же фактором ограниченного применения PACV стала их высокая стоимость – миллион долларов по сравнению с 90000 для катера PBR. Оба корабля выполняли, в принципе, одинаковую работу, оба имели достоинства и недостатки, и не удивительно, что ВМС выбрали «нормальные» катера для массового применения на реках Вьетнама.

Tags: 1960-е, война во Вьетнаме, история США., техника, транспорт
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment