?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Поезд Троцкого 
23rd-Sep-2018 05:43 pm
свобода
Поезд Троцкого всю Гражданскую войну носился по фронтам, приводя одних в восхищение, на других наводя ужас, а у третьих вызывая отвращение и насмешки.



Поезд был сформирован в ночь с 7-го на 8 августа 1918 года в Москве на Московско-Казанской железной дороге. Он состоял из двенадцати вагонов и команды из 232 человек, в том числе охраны, пулеметчиков, телефонистов, экипажа броневика, мотоциклистов с мотоциклами, шоферов, связистов и телеграфистов, агитаторов, медиков, работников вагона-ресторана. В поезде размещались телеграф, электростанция, библиотека, типография, баня, гараж с автомобилями, а иногда два самолета и оркестр из тридцати человек.

В составе находились два салон-вагона. Один — для самого Троцкого, другой — для начальника поезда и членов Реввоенсовета, Ревтрибунала и гостей.

Служить в «поезде председателя» считалось очень престижным делом. Экипаж поезда был одет в особую форму со знаком отличия на левом рукаве — металлическим щитком с надписью «Поезд Председателя Реввоенсовета Республики». Эти щитки выпускались на Московском монетном дворе. Троцкий вспоминал: «Все они носили кожаное обмундирование, которое придает тяжеловесную внушительность… Каждый раз появление кожаной сотни в опасном месте производило неотразимое действие».



Красноармейцы, служившие в поезде, снабжались спортивной формой, спортинвентарем и даже… шоколадными конфетами, такими как «Трюфели», «Новые крупные», «Флепи яблочные» или карамель «Парфэ».

Для «поездников» устанавливались повышенные оклады. Скажем, начальник поезда пользовался правами командира дивизии и получал 2450 рублей в месяц, коменданты поезда (они приравнивались к командирам полка) — 1950 рублей, а поездной фельдшер — 1450 рублей. Для сравнения — строевой комдив мог рассчитывать на 2000 рублей, комполка — на 700–1000 рублей, а фельдшер — на 350 рублей в месяц. Зарплата самого Троцкого была, разумеется, во много раз больше. В архивах сохранилась, к примеру, расписка его жены: «Получено… аванс в счет жалования Льва Давыдовича за январь 1924 г. 500 000 руб. в дензнаках 1923 г. 31.XII.23. Н. И. Троцкая».



За годы Гражданской войны поезд прошел свыше 105 тысяч километров. Как писал Троцкий, поезд «связывал фронт и тыл, разрешал на месте неотложные вопросы, просвещал, призывал, снабжал, карал и награждал». Последняя функция представлялась наркомвоенмору чрезвычайно важной. В поезде всегда имелся большой выбор подарков: золотые и серебряные часы, перстни с драгоценными камнями, портсигары и т. д. Они вручались красноармейцам и командирам в торжественной обстановке, часто прямо на фронтах.



В рапортах, отчетах, донесениях, сводках сообщалось, например, о том, в каких условиях жили красноармейцы этой, как сейчас сказали бы, «элитной» части РККА: «…грязь в купе, тараканы, клопы, раковина худая, в вагоне — мыши… во время обхода замечены карточные игры, красноармейцы спали раздетыми, что выявлено во время тревоги… часовой спал у денежного ящика… за время исполнения обязанностей зав. гаражом было выдано в премию за сверхурочную работу десять фунтов спирта… сотрудники во время следования поезда покупают продукты, превращаясь в мешочников…»

Комиссар ВЧК при поезде докладывал о случаях покупки красноармейцами орденов Красного Знамени на Сухаревском рынке в Москве, о том, как опоздавшие на поезд два подвыпивших бойца оскорбляли часового (диалог с нецензурными выражениями полностью воспроизводится в протоколе), о случаях хищений и воровства в поезде денег, вещей и оружия.

«Идеологическим цементом», доставляемым на фронты, стала газета «В пути», которая выпускалась в поезде. Троцкий был единственный деятель советского руководства, издававший по сути собственную газету и сам писавший для нее львиную долю материалов. Надо полагать, не писать он просто не мог — журналистика еще в молодости навсегда вошла в его кровь. Недаром Радек острил, что перо Троцкого именно «революция перековала в меч».



С 6 сентября 1918 года по сентябрь 1920 года вышло, по различным данным, от 233 до 500 номеров газеты (точная цифра неизвестна). В одном из ее первых выпусков, в сентябре 1918 года, Троцкий объяснял значение нового знака Красной армии — пятиконечной красной звезды: «В Красной армии введен новый значок: пятиугольная звездочка с плугом и молотом накрест посередине. Что это значит? И затем — нужен ли уж непременно особый красноармейский знак? Да, знак нужен. Нужно, чтобы и в мирной жизни, и в особенности во время боя наши солдаты могли узнавать друг друга, чтоб их можно было отличить от врага, или даже от „вольной“ публики».

А в другом номере он резко критиковал работу военной цензуры: «Мне донесено, что военная цензура воспрепятствовала печати сообщить в свое время о том, что нами сдана была белогвардейским шайкам Пермь. Но военная цензура существует для того, чтобы препятствовать проникновению в печать таких сведений, которые, будучи по своему существу военной тайной, могли бы послужить орудием в руках врагов против нас. Падение Перми не может составлять тайны для наших врагов. Стало быть, военная цензура попыталась скрыть от русского народа то, что знают его враги. Это — прием старого режима…»

Статьи из газеты «В пути» перепечатывали «Правда» и «Известия ВЦИК». Троцкий писал Ленину: «Я строю организацию в расчете на длительную войну. Нужно эту войну сделать популярной. Пошлите сюда корреспондентов, Демьяна Бедного и рисовальщика».



[Источник] Матонин Евгений Витальевич » Яков Блюмкин: Ошибка резидента »
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
23rd-Sep-2018 03:39 pm (UTC)
Редкой мразью был этот Троцкий!
23rd-Sep-2018 05:02 pm (UTC)
Судя по обилию постов о поезде наркомвоенмора, создаётся впечатление, что либо людей душит зависть, либо в те годы поезд был только у т-ща Троцкого.
П.С. Т-щ Калинин рассекал на собственном агитпоезде в те годы, Крупская та на пароходе вояжировала, а все только про поезд Троцкого с его вагоном подарков пи.... рассказывают
24th-Sep-2018 09:23 am (UTC)
Троцкий САМ ПОДРОБНО ОПИСАЛ СВОЙ ПОЕЗД. Сделал он это уже после гражданской войны. Вот об этом поезде и пишут.А Калинин,Крупская и т. д. не очень-то распространялись О САМИХ ПОЕЗДАХ. Чтобы о поезде Крупской написать--надо с источниками работать. А работать,как известно,надо уметь. То ли дело поезд Троцкого--бери готовый материал и пиши! Что и делается--пишут.
24th-Sep-2018 10:08 am (UTC)
У Крупской "был" пароход. У Калинина - агитпоезд. Кстати у т-ща Сталина, во времена оны, тоже.
24th-Sep-2018 06:40 am (UTC)
а потом их всех расстреляли..
24th-Sep-2018 06:57 am (UTC)
Да прям уж и всех
24th-Sep-2018 07:04 am (UTC)
у вас какие-то сомнения?
думаю расстреляли всех кто даже дышал одним воздухом с Троцким, не то что на поездах с них ездил

чистка, она такая. Лес рубят щепки летят как грится
24th-Sep-2018 07:05 am (UTC)
Понятно. Расстреляли всю страну
24th-Sep-2018 08:30 am (UTC)
Мёртвого Льва может пнуть каждый... Троцкий - человек идей, а Ленин - просто прохиндей !
25th-Sep-2018 03:25 pm (UTC)
Троцкий был человеком действий. Ленин же вообще не планировал никакой революции со свлим участием, о чем он говорил студентам в Цюрихе в конце января 1917 года (перед февральской революцией).
24th-Sep-2018 10:03 pm (UTC)
Нелепо сравнивать зарплаты в 1924 и в 1919 гг.
25th-Sep-2018 09:15 am (UTC)
25th-Sep-2018 10:46 am (UTC)
Бойницы великоваты. Не взлетит.
25th-Sep-2018 01:45 pm (UTC)
Так вот ты какой - первый шуш
26th-Sep-2018 03:51 pm (UTC)
Угу
25th-Sep-2018 03:02 pm (UTC)
Конфетами, надо полагать, награждали перед расстрелом?
25th-Sep-2018 05:54 pm (UTC)
Нет. Просто награждали
27th-Sep-2018 10:35 pm (UTC)
Чудны дела на этом свете!
26th-Sep-2018 09:20 am (UTC)
А всего-то дел - кувалдой по затылку из-за угла, пятилетки за три до этого эшелона смерти Русского народа и вся недолга...
И не надо суетиться в Мексике, и соратников этого канибала истреблять стаями и ещё много чего ...


Edited at 2018-09-26 09:21 am (UTC)
This page was loaded Oct 18th 2018, 12:22 pm GMT.