Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote in foto_history,
Παγκράτιο
mu_pankratov
foto_history

Category:

Паки про нательные Кресты.

Тут мне в старый пост о Наперсных Крестах https://mu-pankratov.livejournal.com/258011.html
задали интересный вопрос-
"Верно ли понимаю, что в начале были - энколпий. По сути некий аналог коробочки, которую фарисеи носили на лбу, а христиане 3-5 веков на груди?
Коли оно так, то пошто сменили сию традицию на кресты?
И есть ли в Св. Писаниях на то какое либо вменяемое указание, что надобно оные кресты носити?"


В некоторых сообществах, особенно протестантского толка,так же и у - духоборов, молокан, хлыстов, скопцов- заявили, мол нет прямых указаний в Писании (Библии), то и не стоит етого делать, при етом сыпля цитатами из Евангелия. Скопцы пошли еще дальше и по одной цитате, начали себе отрезать части тела, которые мешают им соблюдать Заповеди... Иконоборцы, так же боролись и с иконами.
Но вернемся к нательным Крестам. Традиция ношения подразумевает его символическое значение, как бы готовность следовать Евангелию: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
Неции могут сказать- что тут заложен другой аллегорический смысл, но тогда легко свалиться опять же в протестантизм- зачем попам такая неудобная и яркая одежка? зачем позолота на куполах? и т.д.
Как и Православную Веру, традицию носить крестики, русские получили из Византии в 10 веке. Указание о тельном кресте есть в чине крещения. Позже, как свидетельствует Арсений Суханов в середине 17в., греки утратили ету традицию. Хорошо хоть после реформы Никона, в России не прервалась, хотя видоизменился сам крестик (стал на латынский манер с распятием), лишь старообрядцы продолжили носить Кресты по форме как до раскола ( http://mu-pankratov.livejournal.com/258748.html).
Если копать еще глубже, то из актов VII Вселенского Собора известно, что в царствование Диоклетиана (3 в.) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.
Иоанн Златоуст писал к женщинам, которые детям вешали всякие амулеты на шею: "Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста".
Носили ли первые християне нательные кресты, ни чего не нашел. Скорее всего нет, так как и не безопасно было, но то что Кресту поклонялись, не убиенный довод приводит Козаржевский А. Ч.
"Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы." М. Изд-во МГУ, 1984, с. 133:

"При извержении Везувия наряду с Помпеями погиб и город Геркуланум. В 1930-е годы в нем, на главной улице, в так называемом "Доме двухсотлетия" была обнаружена небольшая комната /3 м. на 2,7 м./, а в ней - нечто вроде домашнего алтаря: углубление в форме креста, сбоку железные штыри и петли от ставен как бы для прикрытия креста в случае необходимости; под крестом - деревянный шкаф, покрытый широкой крышкой, вероятно, престол. В употреблении бедных людей были распространены керамические черепки - остраконы для кратких записей. И вот, в Помпеях найден остракон с изображением креста и слова: spes in deo - "надежда в боге". Находки изображения креста в городах, погибших в I в., тем более удивительны и значительны, что обычно считают временем появления креста как христианского символа IV век. Археологические данные заставляют пересмотреть традиционные представления."

Дата гибели Помпей - 79 год.


Ну и немного первых тельных крестиков на Руси.
Домонгольские.



Древнеславянские крестовключенные лунницы VII-XIII вв пример языческо-христианского синтеза.


каменные тельные кресты, XI - XIII вв.


Кому интересно, вот тут большая подборка нательных крестиков разных времен- http://k1000k.narod.ru/

Tags: история, церковь
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 113 comments