?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Все познается в сравнении: сколько стоило обучение в киевской гимназии в царские времена 
12th-Sep-2018 07:40 am
Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.
1203a330a63946065bed3958cf93c2bb.jpg

Венцом среднего образования для Киева царских времен была так называемая классическая гимназия. Ее воспитанники, пройдя восьмилетний курс, вместе с аттестатом зрелости автоматически получали право на поступление в университет.

Классическую систему тщательно курировали чиновники Министерства народного просвещения. В гимназическом уставе много говорилось о том, как важны порядок и дисциплина. Характерным проявлением этого стала принятая в казенных мужских гимназиях Российской империи единообразная форма. (Девушки того времени не могли учиться в университете и относились к среднему образованию более свободно.)

Уставные требования предусматривали, что «одежду учеников гимназии составляют:
- полукафтан — темно-синего сукна, однобортный, не доходящий до колен, застегивающийся на девять посеребренных гладких выпуклых пуговиц, с четырьмя такими же пуговицами сзади по концам карманных клапанов, воротник (скошенный) и обшлага прямые одного сукна с мундиром, по верху воротника нашитый узкий серебряный галун, а у обшлагов, где разрез, по две малые пуговицы;
- шаровары — темно-серого сукна;
- пальто — серого сукна, двубортное офицерского образца; пуговицы такие же, как на мундире; петлицы на воротнике одинакового с полукафтаном сукна с белою выпушкою и с пуговицею".
68dad138acf1fd4e206de249d5db3a78.jpg
Заменой пальто могла быть «шинель серого сукна, по образцу военных, с воротником того же сукна, но без клапанов (петличек)». В холода под пальто надевали «блузы из серой шерстяной материи того же цвета, из которого делаются брюки, с низким стоячим воротником, застегивающимся на две пуговицы, с черным кожаным кушаком». Под «кушаком» подразумевался пояс с пряжкой. А в теплые месяцы переходили на «летнюю форму одежды»: парусиновые блузы с черным кушаком и парусиновые брюки.
f5d5abfd57b35502efe480a8e09ee3d2.jpg
Гимназисту полагалось носить головной убор «по образцу военных фуражек» — зимой торчащие из-под него уши укрывали башлыком. Самой характерной деталью фуражки был прикрепленный на околыше, над козырьком, металлический знак (его часто называют гербом). Он состоял из двух лавровых листьев, перекрещенных стеблями. Между ними помещались заглавные буквы названия учебного заведения и цифра порядкового номера. К примеру, для Киевской 1-й гимназии на знаке стояло «К1Г», для 2-й гимназии — «К2Г». Делали герб из жести, посеребренной по методу Фраже.
a5720b3d74dc78dd8b4b0c0c5e4b00c9.jpg
Ученик 1-й киевской гимназии Михаил Булгаков.
Таким образом, школьная униформа в старой гимназии состояла из трех комплектов одежды. Цены едва ли были заоблачными — в начале прошлого века даже хороший костюм из шевиота (плотная шерстяная ткань) для подростка стоил рублей пятнадцать. Но все же на сборы ученика в гимназию уходило несколько червонцев: ведь нужно было еще приобрести ранец, писчие принадлежности, комплект учебников.
188237aeabb74027ccde393dd999c899.png
Между тем тогдашний бюджет подавляющего большинства семей укладывался в 50 рублей в месяц, чиновники среднего звена получали рублей 100—150.

Среднее образование было платным, причем стоимость постепенно увеличивалась. Если в начале 1880-х годов обучение в казенной гимназии стоило для юных киевлян 45—50 рублей в год, то к началу ХХ века — в два раза дороже.
Роль в этом сыграл пресловутый «циркуляр о кухаркиных детях», подписанный в 1887 году министром народного просвещения Иваном Деляновым. Циркуляр требовал оградить гимназии «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». Повышение платы за обучение было одним из инструментов откровенной сегрегации.

И все же во многих небогатых семьях родители согласны были идти на лишения, чтобы их дети учились в гимназиях. Писатель Корней Чуковский, бывший одесский гимназист, вспоминал: «Цена герба — тридцать копеек, но мама готова отдать за него несколько лет своей жизни, лишь бы он блестел у меня на фуражке. Мама знает, что тот, у кого на фуражке есть герб, может сделаться важным адвокатом, доктором или знаменитым профессором».
149485f58eb64717a8fe1203c8b1c627.jpg
Бережливое отношение к форме и ранцу позволяло снизить расходы на обучение. Хотя растущие дети стеснялись носить тесные курточки-«полукафтаны» и шинели с короткими рукавами. Порой власти шли навстречу родителям. Так, во время Первой мировой войны, в августе 1915 года, Министерство народного просвещения разрешило малоимущим гимназистам носить любое пальто, но при условии, что фуражка будет форменной.

С другой стороны, практически при всех государственных гимназиях Киева были созданы особые «общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам». Их члены вносили посильные суммы, чтобы оплачивать нескольким десяткам подопечных учебу, покупать им школьную одежду, учебники и разные принадлежности.

Особой формой материальной поддержки стали стипендии. Общий принцип их учреждения был прост: инициатор-меценат вносил на специальный счет гимназии определенную сумму в ценных бумагах, дававших, как правило, 4,5—5 процентов годовых. Этот фонд составлял от одной до пяти тысяч рублей. Он оставался неприкосновенным, а проценты с него покрывали расходы за право обучения избранного гимназиста.

Если ежегодная рента превышала гимназическую плату, то излишек мог быть зачислен на особый счет, чтобы выплатить премию стипендиату после успешного окончания гимназии. Учредителями стипендий в киевских гимназиях выступали не только видные филантропы, но и благотворители с более скромными возможностями.

Так, в 1872 году для создания стипендии при 2-й гимназии поступил капитал в четыре тысячи рублей, завещанный титулярным советником Людвиком Станзани — бывшим городским архитектором. Он долгое время работал в Киеве и решил оставить после себя добрую память у наших земляков. Дополнительные возможности позволяли многим способным юношам преодолеть на пути в гимназию жесткий имущественный барьер.
4dc17da6d51a9b339b49e1ba5d78424d.jpg
К сожалению, дети не всегда ценили усилия, предпринятые родителями ради их образования. Не все подростки считали нужным беречь школьную форму. Писатель Константин Паустовский рассказывал в своей «Повести о жизни»: «Как только мама купила мне фуражку, я, подражая старшим братьям, вытащил из нее маленький железный обруч и вырвал атласную подкладку. Такова была традиция — чем больше потрепана фуражка, тем выше гимназическая доблесть. „Только зубрилы и подлизы ходят в новых фуражках“, — говорили братья. На фуражке полагалось сидеть, носить ее в кармане и сбивать ею созревшие каштаны. После этого она приобретала тот боевой вид, который был гордостью настоящего гимназиста».

Мальчишки, склонные к авантюрам, непременно выламывали из «гербов» на фуражках обозначения своих учебных заведений. В случае какой-нибудь неприятной истории это позволяло сбивать с толку надзирателей, которые повсюду выслеживали нарушителей порядка. А в самой гимназии дети оправдывались перед педагогами, что якобы эмблема только что случайно сломалась…
01f54d1ceb82fd80e42b17f3edbc7ccb.jpg
Первоклассник. Карикатура В. Кадулина, 1910-е гг.
Еще одним предметом, страдавшим от слишком вольного обращения, был кожаный ранец.
Украинский писатель и общественный деятель Максим Славинский написал в воспоминаниях о том, как ученики 2-й гимназии, жившие на Подоле, зимой устраивали по Андреевскому спуску и Боричеву Току что-то вроде бобслея верхом на ранцах. Они вихрем слетали от Андреевской церкви и доезжали до бокового входа во Флоровский монастырь.
«Нам часом докоряли чернички, — писал Славинский, — що ми „зірвиголови“, що „псуємо ранці“, а це батьків гроші… Та ми на те не зважали, бо говорили вони все те зовсім не грізно… Але ранці — ті таки здорово страждали».
f91ee15da5a27e1b9d576f0b52f38dd0.jpg
Как и сегодняшним ученикам, каждому киевскому гимназисту нужно было приобретать тетради, альбомы для рисования, дневник. Однако в начале ХХ века покупка школьных принадлежностей имела еще и благотворительный характер.

С 1900 года в Киеве действовало Общество лечебниц для хронически больных детей, которых одолевали тяжелые недуги — туберкулез, золотуха, ревматизм, нефрит, паралич. Это общество собирало средства на бесплатное лечение маленьких страдальцев из неимущих семей.
Благодаря помощи меценатов на Парковой аллее, в уютном уголке над Днепром, в 1904 году соорудили красивое здание для стационарной детской больницы. Но ее работа требовала непрерывного финансирования, и одним из источников дохода стали школьные принадлежности.
cb028145a47fc1db85352c5d6ca25fa1.jpg
При поддержке руководства учебного округа и директоров гимназий Общество лечебниц для хронически больных детей заключило договор с известным издателем и владельцем типографии Стефаном Кульженко.
Он получил монопольное право на продажу школьных принадлежностей в учебных заведениях, а за это выплачивал в пользу общества полкопейки с каждой проданной тонкой тетради, копейку с альбома и дневника, две копейки с общей тетради. Гимназисты были рады возможности поучаствовать в добром деле, и торговля шла довольно живо. Поступления от фирмы Кульженко со временем достигли 1800 рублей в год.
ea838c4c07e32a3f5071179a64bfc953.jpg
Бесплатное годовое содержание одной больничной койки обходилось обществу примерно в 400 рублей. Таким образом, отчисления с тетрадок и дневников могли полностью обеспечить длительное лечение четырех-пяти маленьких пациентов. Всего в больнице было 57 мест.

Михаил КАЛЬНИЦКИЙ, специально для «ФАКТОВ»
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
12th-Sep-2018 07:11 am (UTC)
замечательный рассказ))
12th-Sep-2018 01:35 pm (UTC)
Угу. Особенно про "...Украинский писатель и общественный деятель Максим Славинский..."
12th-Sep-2018 02:29 pm (UTC)
Интересно, почему больше всего звиздят и критикуют обладатели пустых ЖЖ?


Edited at 2018-09-12 02:30 pm (UTC)
12th-Sep-2018 02:44 pm (UTC)
Это плохо? У меня тоже пустой. Лучше читать и отвечать, чем копировать всякую .....муйню из других. Я не прав?
15th-Sep-2018 03:06 pm (UTC)
Интересно, почему Вы редактировали свой ответ целых три раза. Наверное, скакали со своими земляками?
12th-Sep-2018 02:46 pm (UTC)
мне больше понравилось о циркуляре про "кухаркиных детей". весьма познавательно в контексте тоски по "хрусту французских булок"
14th-Sep-2018 10:22 am (UTC) - Циркуляр о кухаркиных детях
отменили задолго до захвата власти большевиками. И касался он именно "кухаркиных детей", то есть детей прислуги и мелких торговцев, а не рабочих и крестьян.
12th-Sep-2018 09:42 am (UTC)
Дискриминационная в отношении подавляющей части населения образовательная политика досоветского государства стала одной из причин Русской революции.
Для 85% русских людей, т. е. крестьян, среднее образование было вообще недоступно.
До советской власти в России не существовало даже обязательного и всеобщего НАЧАЛЬНОГО образования.
12th-Sep-2018 01:49 pm (UTC)
"...Для 85% русских людей, т. е. крестьян, среднее образование было вообще недоступно..."

По какой методике высчитывали, товарисч?

"...До советской власти в России не существовало даже обязательного и всеобщего НАЧАЛЬНОГО образования..."

Не было закона о всеобщем начальном образовании(который сосиалисты из Госдумы не желали принимать), но образование было. Начальных школ в РИ было больше, чем при большевицкой сволочи.
12th-Sep-2018 02:48 pm (UTC)
в СССР среднее стало платным при усатом, не имеющие денег - вФЗО( фабрично заводское обучение , на завод , с 16 лет)
12th-Sep-2018 05:02 pm (UTC)
Я историк. А историки, которые живут сегодня, эти вещи не высчитывают. Потому что эти вещи уже высчитаны 100 лет назад.
В начале XX века 85% населения России составляли крестьяне.
А в деревнях гимназий или реальных училищ, т. е. учреждений среднего образования, не существовало.

Верно. Начальных школ в досоветское время было больше, чем нормальных полноценных школ при советской власти.
Только какой толк был от этих одно- и двухклассных церковно-приходских и министерских школ, если в этих школах было по 1 (одному) учителю и если даже в таких пародиях на школы учились НЕ ВСЕ и НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, а тот, кто их оканчивал, не мог получить даже среднего образования?
14th-Sep-2018 10:06 am (UTC) - Для "историка"
В сети опубликованы статистические данные Министерства образования царской России. Из них следует, что в гимназиях год от года снижалось количество учеников из дворян, и прибавлялось - из крестьян и мещан.
Крестьяне, которых было 85% от тогдашнего населения, под "Указ о кухаркиных детях" не подпадали. Да и действовал этот указ лет пять, если не меньше. По сравнению с тем, как большевики после захвата власти, запрещали прием в школы детей "классовых врагов" и преследовали членов семей врагов народа - все царские ограничения представляются детский садом. Ленин бы, из-за брата- террориста, при Сталине не то что университет экстерном закончил, а в лучшем случае работал бы грузчиков в винно-водочном.
А то что в СССР образование давали всем - не достижение, а глупость. Горбачев и Ельцин - наглядные продукты системы советского образования. Ленин, Сталин - получили образование еще при самодержавии. Брежнев - учился в гимназии. Как пошли во власть "советские образованцы", так страна и полетела под откос.
14th-Sep-2018 10:58 am (UTC)
Повторяю, в деревнях, где жило 85% населения досоветской России, гимназий или реальных училищ, т. е. учреждений среднего образования, не существовало.

Если кто-то из крестьян был в состоянии отправить своих детей учиться в городскую гимназию, то это было,
во-первых – в единичных случаях,
а во-вторых – это могли себе позволить только зажиточные крестьяне (если хотели), а таковых было только 5% от всего количества крестьян в царской России.

При большевиках возможность получить не только среднее, но и ВЫСШЕЕ образование получило подавляющее БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ. Поэтому утверждение, что "все царские ограничения представляются детский садом" – откровенно бредово.

Пример Ельцина, который вы приводите, опровергает ваши же построения.
Ельцин – сын раскулаченного, высланного в Свердловск.
Ельцин не только получил среднее и высшее образование, в СССР он возглавил сначала Свердловскую область, а потом Москву.
Вот такими грузчиками, в таких винно-водочных, становились дети классовых врагов, которым большевики "запрещали учиться в школах".
14th-Sep-2018 05:32 pm (UTC)
Гимназий в селах не было и в советское время, а учреждений среднего образования долгое время и после захвата власти большевиками. У меня отец служил срочную на флоте в конце 50-х. На его корабле из 200 матросов 10 классов закончило только пятеро (их построили и велели выидти из строя, у кого полное среднее, чтобы направить в военные училища). А мою подругу для учебы в старших классах
в 70-е отправили из ее родного села в интернат. При живых родителях!!!
Подавляющее большинство населения ИМЕЛО ВОЗМОЖНОСТЬ получить высшее образование и при самодержавии. Другое дело, что для этого надо было еще и иметь способности.
Боря Ельцин поступал в институт, когда его папа был строительным начальником. А дедушку кулака в советской анкете указывать было не надо (и зря!), потому что близкими родственниками считались папа-мама, братья-сестры. Поэтому у Вовы Ульянова, у которого старший брат был нереабилетированным повешенным террористом, этот номер бы не прошел.
14th-Sep-2018 05:43 pm (UTC)
В советское время в сёлах были... средние школы. Т. е. то же, что гимназии.
10 классов не все закончили?
Потому что они закончили 8 (восемь).
Напоминаю, что в царских гимназиях, недоступных для подавляющего большинства населения страны, классов был, как правило... 7 (семь).

А это: "подавляющее большинство населения ИМЕЛО ВОЗМОЖНОСТЬ получить высшее образование и при самодержавии" – просто откровенная ложь.
Дело в том, что получить высшее образование, поступив в университет, можно было, только... окончив гимназию или реальное училище. Но ведь подавляющее большинство населения досоветской России было лишено возможности получить среднее образование. Оно ведь жило в деревнях, где не было ни гимназий, ни реальных училищ.

У Бори Ельцина репрессированным кулаком был ОТЕЦ. Поэтому тут вы тоже соврали. Верю, что по незнанию.
Учите историю, и главное – без предубеждения против кого бы то ни было.
14th-Sep-2018 06:09 pm (UTC)
Вы просто не в теме. В гимназиях преподавали греческий и латинский языки, которые необходимы юристам (ну и госчиновникам), ученым и медикам.
Про восьмилетку - тоже неверно. 1958 год Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962.
Про мою "откровенную ложь" в свете того, что городите Вы, даже обсуждать не стоит. Просто Вы не знаете историю СССР и России.
Да, поступить в университет можно было только окончив гимназию. Так же, как поступить в институт в СССР можно было только закончив 10 классов. А десятилетки в СССР были далеко не во всех деревнях и селах. Поэтому вместе со мной в городской 10-тилетней школе в 70-е учился мальчик-сын председателя колхоза, которому его папа снимал жилье в городе.
Про Борю Ельцина -
Отец Бориса Ельцина[13] — Николай Игнатьевич Ельцин (27 июня 1906 — 30 мая 1977), строитель, репрессирован. Отбывал наказание на строительстве Волго-Донского канала.
Поэтому не я соврал, а Вы мне нахамили не по делу. Посмотрим, есть ли у Вас совесть, чтобы поступить, как с таких случаях положено поступать честным людям.
16th-Sep-2018 04:40 pm (UTC) - Re: Для "историка"
Однако, все дети "классовых врагов" получили не только среднее, но и высшее образование. Как и миллионы крестьянских детей. И среди тех и других много вышло выдающихся учёных,инженеров,врачей.
непонятно про какой такой "откос" Вы говорите. Ельцин и Горбачёв были из зажиточных крестьян-кулаков,ненавидевших Советскую власть.Потому и угробили страну намеренно. А образование тут ни при чём.
15th-Sep-2018 03:43 pm (UTC)
"...Я историк..."

А я- повелитель Галактики.

"...А историки, которые живут сегодня, эти вещи не высчитывают. Потому что эти вещи уже высчитаны 100 лет назад..."

Ошибаетесь. Очень даже высчитывают, в отличие от т.н. "историков", тем более, чего-то там высчитавших 100 лет назад, то бишь в 1918-м годк.

"...Только какой толк был от этих одно- и двухклассных церковно-приходских и министерских школ..."

Вы, товарисч большевицкая морда, забыли упомянуть, что один-два класса императорской начальной школы(хоть церковно-приходской, хоть земской)- это от двух до пяти лет обучения. Какой толк? Ну не знаю. Откройте задачник Рачинского(он есть в сети) и попробуйте решить хоть одну задачу без калькулятора. Крестьянские дети эти задачи решали в уме.

"...В начале XX века 85% населения России составляли крестьяне.
А в деревнях гимназий или реальных училищ, т. е. учреждений среднего образования, не существовало..."

Бла-бла-бла. В 1913/1914-м учебном году четверть учащихся в гимназих и реальных училищах были крестьяне. Учите матчасть, г-н историк.

"...учились НЕ ВСЕ и НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, а тот, кто их оканчивал, не мог получить даже среднего образования..."

Не городите херню. Не было в РИ среднего образования. Было низшее начальное и высшее начальное. Среднее советское не дотягивало даже до царского высшего начального. Если уж на то пошло, то в элитных советских школах с математическим уклоном учились по царским учебникам(например, "Геометрия" Киселёва).
14th-Sep-2018 10:12 am (UTC) - По поводу "дискриминации"
К 1917 году в Российской империи существовало только два высших учебных заведения, куда принимали только дворян - это Пажеский и морской корпуса. Последнее не мешало недворянам становится морскими офицерами и даже адмиралами (см. биографию С.О.Макарова).
13th-Sep-2018 06:46 am (UTC)
На первом коллективном фото кто изображен? Под описание гимназической формы никак не подходят.
15th-Sep-2018 03:50 pm (UTC) - На первом коллективном фото кто изображен?
Семинаристы же...
This page was loaded Oct 18th 2018, 5:14 pm GMT.