Made in USSR: советские автомобили на экспорт

СССР начал экспортировать автомобили еще до Великой Отечественной. Это были грузовые ЗИС-5 грузоподъемностью 3 тонны, а также большегрузные ЯГи. Конечно, не в страны с развитыми автомобильными индустриями, а в соседние государства — Турцию, Иран, Прибалтику.

Грузовики продавали за границей и после войны. Тогда же начали более-менее заметный экспорт легковых моделей. 

ГАЗ-М20 Победа.

 «Победы» неплохо покупали в Скандинавии, а особенно — в Финляндии, куда до начала 1960-х западные автомобили официально не экспортировали: страна после войны была слишком бедной. Именно в Скандинавии Победу прозвали «танк во фраке». В 1952-м ГАЗ-М20 попал в руки британцев (в Великобритании официально «Победы» не поставляли) из журнала Motor. Больше всего им не понравилась низкая динамика и плохой обзор назад. Зато: «Пожалуй, самое сильное качество Победы — вездеходность. Водитель может смело на высокой скорости ехать по плохой дороге, даже если машина полностью нагружена». 

Москвич-400

 В 1957-м некий норвежский моряк, купивший на родине «Москвич», приехал к приятелю в Британию, где автомобиль и попал в цепкие руки экспертов из журнала Autocar. Их вердикт гласил: «Простой и послушный в управлении автомобиль, с хорошим сцеплением, отличными синхронизаторами, светом и точным рулевым управлением. Подвеска обеспечивает комфортную езду по плохим дорогам… Впрочем, автомобиль не представляет ничего нового и неприемлем для среднего британца в плане отделки и динамики». 

ГАЗ-21 Волга

 «Волг» в Британии продали всего около полутора десятков. В 1960-м журнал Autocar, протестировав 21-ю, писал: «Динамика с максимальной скоростью 130 км/ч и прохождением четверти мили за 24 с не поражает воображение». Однако машина понравилась британцам экономичностью (средний расход 13 л/100 км), особенно учитывая массу и размеры «Волги», и хорошим качеством сборки. 

Москвич-408 Scaldia

 В 1968-м журналисты шведского Teknikens Varld проехали за два дня на серийном 408-м «Москвиче» 1240 км по самым плохим дорогам, которые смогли найти, и с самыми высокими нагрузками, которые могли придумать. «Автомобиль шел не быстро, но мягко, — писали шведы, — но синхронизаторы в коробке не всегда срабатывали четко… Мы прошли специальные участки шведского ралли, гоняли по тропам, протоптанным животными… Нам так и не удалось сломать машину». «Москвичи» некоторое время, действительно, пользовались хорошей репутацией в Скандинавии и некоторых других странах. 

УАЗ-469

Типичный армейский внедорожник в СССР экспортировался в «мирной» версии не очень активно. Но благодаря стараниям поклонников марки, в капиталистической Италии «козлик» пользовался отличным спросом. Братья Марторелли, чей дед торговал на Апеннинском полуострове роскошными Rolls-Royce, наладили дистрибуцию УАЗов.

ВАЗ-21099 (Lada Samara)

В 1970-х и 1980-х главным экспортным автомобилем СССР были «Лады». В социалистических странах за ними, как и на родине, стояли в очереди. Покупали их и в Западной Европе (только в Великобритании до 1997 г. продали 350 000 экземпляров), где их главным достоинством считали цену и двухлетнюю гарантию.


Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.