anty_big_game (anty_big_game) wrote in foto_history,
anty_big_game
anty_big_game
foto_history

Categories:

Путевой обходчик Федор Крылович: укротитель "Тигров" со станции Осиповичи

Подрывники бригады "Народные мстители" им. Воронянского закладывают взрывчатку под рельсы. Фото: РИА Новости



"Рельсовая война", начавшаяся 75 лет назад, перевернула представления об эффективности партизанских диверсий
"Одновременный удар необходим, но взрывать рельсы?! Чушь какая-то! Надо взрывать поезда" - так отозвался о плане Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) полковник Илья Григорьевич Старинов
1. Дерзкий диверсант, выдающийся профессионал взрывного дела имел право на резкую и независимую точку зрения.
Но жизнь внесла в нее неожиданные коррективы.


План ЦШПД

В апреле 1943 года на советско-германском фронте началось самое длительное за войну затишье — продолжавшееся до 5 июля.

[Spoiler (click to open)]

В Ставке Верховного главнокомандования и Генеральном штабе напряженно работали над планом летнего наступления (которое должно было начаться после отражения удара немцев на Курской дуге).

К обеспечению этого наступления привлекались и партизаны. Им предписывалось нанести одновременный массированный удар по коммуникациям вермахта – железным дорогам, по которым к фронту шли резервы, техника, боеприпасы, продовольствие и другое снабжение.

«От восхода до заката по выцветшему небосводу в своем извечном вираже катилось серое раскаленное солнце, — вспоминал воевавший на Западном фронте летчик А.Н. Ефимов. — Только к вечеру где-то за горизонтом порой собиралась гроза и, подобно залпам из тысячи орудий, гремел гром, как бы предвещая недругу погибель на русской земле»(2)...

В эти последние июньские дни 1943 года начальник ЦШПД, первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, только в марте надевший форму генерал-лейтенанта, представил командованию план под названием «Рельсовая война». Суть его заключалась в одновременном подрыве на коммуникациях группы армий «Центр» сотен тысяч рельсов.

Тут-то и прозвучало особое мнение заместителя начальника Украинского штаба партизанского движения (УШПД) по диверсиям полковника Старинова.

Начальник Центрального штаба партизанского движения, первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии Пантелеймон Пономаренко.

Специалист — против

Да, подрывать надо не рельсы, а поезда! Пускать их под откос при помощи противопоездных мин замедленного действия, угольных мин (замаскированных под кусок угля, что кидают в паровозный тендер), колесных замыкателей и прочей спецтехники.

Ведь рельсов на коммуникациях вермахта — миллионы штук. А подвижного состава (и прежде всего паровозов) — довольно ограниченное количество.

Полковник Старинов — ас подрывного и диверсионного дела. Учился ему и учил других ещё с 1920-х годов.

Заместитель начальника Украинского штаба партизанского движения (УШПД) по диверсиям полковник Илья Старинов.

И не только учил. Поезда — а также мосты и тоннели — в тылу противника он взрывал ещё в 1936 — 1937 годах, во время гражданской войны в Испании, в бытность военным советником в армии республиканцев.

В 41м руководил минированием железных и шоссейных дорог и мостов на пути наступающего вермахта в Белоруссии, на Украине, под Москвой и Ростовом-на-Дону...

И это Илья Старинов 14 ноября 1941 года испепелил миной замедленного действия штаб немецкого гарнизона в Харькове — уничтожив при этом и начальника гарнизона, командира 68й пехотной дивизии вермахта генерал-майора Георга Брауна. (В генерал-лейтенанты его произвели посмертно).

Мнение такого специалиста — это серьезно.

Тем более что взрывчатки партизанам в 1943 году сумели доставить лишь четверть потребного количества. В Западной Белоруссии они вообще ничего не получили! Площадок, пригодных для посадки двухмоторных «дугласов» (Ли-2 и Си-47), у партизан там не было, а легкомоторным бипланам У-2 не хватало дальности полета для того, чтобы добраться до нынешних Гродненской и Брестской областей...

Да и самих транспортных самолетов для снабжения партизан откровенно не хватало.

Однако белорусские партизаны сумели реализовать план ЦШПД с максимальной эффективностью. Максимальной!

За счет чего?

Плакат В. Прагера, И. Доронина. Партизаны. Крушение.

Продолжение...

Источник
Источник

Tags: 1940-е, Великая Отечественная война, военная история, люди. Вторая мировая война, партизаны
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments