y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Японская настольная игра - сугороку на тему интервенции на Дальнем Востоке



После русско-японской войны (которой посвящено множество настольных игр-сугороку) две державы, в общем, прекрасно поладили и следующие десять лет только и подписывали всякие договоры о союзе и сотрудничестве. Особенно после падения маньчжурской династии в Китае, когда нацелились было делить на двоих большую разваливающуюся страну.
Но тут началась Первая мировая, России стало совсем не до Китая, Япония тоже выступила на стороне Антанты — союз продолжался. Даже февральская революция его, в общем, не поколебала — а вот с советской властью Япония договариваться не хотела и не умела. Тем более — ну вот ещё одна великая держава совсем рядом распадается, нельзя же упускать случай…

Это сугороку — редкое (мы больше вообще не встречали игр на эту тему): про японскую интервенцию и участие японцев в Гражданской войне в России. И при этом — вполне детское и отчасти даже сказочное.
Называется оно «Мальчики в походе», приложение к новогоднему (в смысле, январскому) выпуску журнала «Мальчики Японии» (日本少年, «Нихон сё:нэн») за 1919 год. Рисовал Накано Сю:дзи (中野修二, о нём мы больше ничего не нашли, кроме пары других рисунков — в точно таком же усреднённо-тайсёском стиле), а вот сюжет принадлежит автору более именитому.
Детский писатель Аримото Хо:суй (有本芳水 , 1886-1976) прожил долго и написал много — в стихах и прозе, неизменно попадая в ногу со временем. Что переставало духу времени соответствовать — отбрасывал без жалости, что оставалось в ходу или вновь оказывалось в моде — переиздавал. Его сборники детских стихов выходят и сейчас — на неустаревающие темы времён года, почтительности к родителям и т.п. А приключенческая повесть, по мотивам которой сделана наша игра, канула в нети очень быстро — мы её не сумели разыскать, хотя вроде бы она печаталась в тех же «Мальчиках Японии».
Но для понимания игры она не требуется — разве что чтобы уразуметь, как и почему именно эти японские школьники оказались в России в разгар гражданской войны. Но история отчасти условная, так что, похоже, написали прошение властям — и вот им вскоре и пришла «Повестка» (клетка 1). И вскоре уже предстоит «Отплытие» (2) — на пароход и на север!
Дальше — высадка на материк (3) и знакомство с командиром (4):
«Совместная операция» (5): союзники «размечают Русь на карте указательным перстом», и наши герои, конечно, присутствуют в штабе. Ну, и какие же российские приключения без рукопашной схватки с медведем (6):
На клетке 7 мальчики греются у костра «в пещере», точнее, в заснеженной палатке. А клетка 8 — это «Военный корреспондент»: возможно, именно в этом качестве они изначально и напросились в поход?
Операция действительно совместная и на круглой картинке номер 9 героям сопутствуют «Казаки» (и учат ездить верхом). А сцена 10 — это обязательный для соответствующего жанра «Подрыв моста»:
Самая сказочная сцена — на поле 11: где герой озирает поле боя в буквальном смысле с птичьего полёта (привет хоббитам!). Орёл (пусть и одноглавый) для японцев был символом Российской империи даже в большей степени, чем медведь: действо Но: на тему русско-японской войны так и называлось — «Орёл».
Но, конечно, японцы не были бы японцами, если бы никто из героев не погиб: номер 12 — это и есть «Гибель в бою» юного трубача. Зато картинка 13 — радостная: это «Гостинцы с родины», собранные девочками и женщинами тыла для бойцов сухофрукты, концентраты и патриотические открытки. Вот и наши мальчики такую посылку получили.
(Отступление: в следующую пару десятилетий подготовка и получение таких гостинцев в вышитых мешочках стала очень ходовой темой на журнальных иллюстрациях, открытках и так далее.
Причём постепенно посылки становятся объёмнее — вон, девочки 1930-х годов туда целую вязаную фуфайку собираются уместить в такую «имон фукуро»!
Конец отступления.)

На поле 14 героев везёт куда-то очередной союзник — на этот раз из Чехословацкого корпуса, в шубе и почему-то в маньчжурской шапочке. А «Добыча золота» (15) наглядно поясняет, зачем, помимо честного выполнения союзнических обязательств, Японии нужна Сибирь.
Картинка 16 — это «Танк» (с совершенно кошачьей мордой), потому что куда ж без новейшей боевой техники, пусть и выдуманной! Разбегающиеся красноармейцы во вполне старорежимной форме и в погонах, но это неудивительно: просто Накано Сю:дзи срисовывал её с фотографий и картинок времён Первой мировой, а то и русско-японской войны… А дальше — «Снежный поход» (17) — так назывался героический эпизод из японских гражданских войн XIV века, а для холодной России он ещё более уместен.
Лошадей на предыдущей клетке можно только пожалеть. И герои скоро приходят к выводу: «а олени лучше!» «Сани» (18) — тоже экзотический вид транспорта для юных читателей…
На клетке 19 «парламентёра» с завязанными глазами ведут в штаб. Переходя по льду озеро Байкал (20), трудно не поскользнуться. Зато там уже и до Уральских гор близко (21)!

А за Уралом — выигрыш: победоносные японские войска с оркестром из школьников во главе участвуют в «Параде при вступлении в город» уже в явно европейской части России. Город такой типичный, с готическими башенками и белокурыми жителями в чулках и камзолах — прямо с гравюр про голландцев столетней давности!
На самом деле ни до чего подобного, как мы знаем, дело не дошло и интервенция постепенно захлебнулась. После чего рисовать про эти операции настольные игры стало не очень удобно, а повесть Аримото Хо:суя оказалась прочно забыта. Но вот это сугороку сохранилось… как свидетельство, что не все они во времена Тайсё: были такие уж мирные и кроткие, как выкладывавшиеся раньше!

Tags: 1910-е, 1920, агитация, детвора, детские игрушки, игры, история Японии
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments