boristayskey (boristayskey) wrote in foto_history,
boristayskey
boristayskey
foto_history

Categories:

Трави клише, травильщик!

Прочитав пост babs71   « Петербург. Типография товарищества Голике и Вильборга - Типография имени Ивана Федорова.»,https://babs71.livejournal.com/1072658.html#t19955474  увидел на фотографиях свое бывшее рабочее место. Бывает же!
И вот в дни Первомая решил вспомнить об одной из последних профессий питерской рабочей интиллигенции, профессии с неблагозвучным названием- «травильщик клише».





Небольшой экскурс: https://www.publish.ru/articles/201407_20013270
«В старых печатных книгах, изготовленных методом набора, тоже были рисунки. Их, как и буквы, резали на досках. Позднее рисунки стали вырезать, точнее — гравировать, на металле. Гравёр при помощи специальных резцов перерисовывал рисунок на медную пластинку. Каждый квадратный сантиметр такого гравированного рисунка (или клише) обходился очень дорого.
Чтобы сделать большое клише, гравёру требовалось много дней, а то и недель. Время шло, и был изобретен фотографический аппарат. Им-то и стали пользоваться при изготовлении клише: рисунок фотогравировался, а полученный негатив использовали для получения изображения на гладкой цинковой пластинке, покрытой светочувствительным слоем. Специалист-фотоцинкограф потом обрабатывал цинк в кислоте в травильной ванне или специальном механизме.»

Теперь попробую эту преамбулу расшифровать более конкретно, глядя на свое рабочее место ( на фотографии ,мое,7-е по счету, как раз пустует)





Типография Ивана Федорова специализировалась на выпуске альбомов по искусству, альбомов, посвященных разным художникам и их картинам, музейным сборникам и другим произведениям искусства.




Как было написано выше, на руках травильщик имел негатив с изображением какой-либо картины и четыре цинковые пластины.  Справа от столов травильщика стояли печатные машины (на фото не видно), на которых делались пробные оттиски будущей иллюстрации.





Именно это пробное изображение травильщик закрепляет напротив себя на специальном приспособлении (это видно на фото) и сравнивает получившийся экземпляр с оригиналом картины на слайде. (слайд также прикрепляется специальным кронштейном слева от травильщика, ближе к окну).


Допустим, на условной картине «Дама в тюрбане»  тюрбан у нее ярко-красный, а лицо  дамочки  смуглое. На пробнике же тюрбан получился фиолетовый, а лицо вдруг побледнело.




Тут-то, чтобы добиться сходства с оригиналом, и начинается «игра» травильщика с цветом. На этом этапе его инструмент-набор кисточек (справа на фото) и лупа,  он начинает работу с четырьмя (синий, красный, желтый, зеленый) цинковыми пластинами.
На красной пластине он закрашивает тюрбан, на синей- наоборот, закрашивает все, кроме тюрбана (другие пластины-по необходимости) и шлепает прямиком в травильное отделение ( оно у нас располагалось за спинами травильщиков).





Потом полоскает положенное время закрашенные пластины в кислоте (время полоскания опытный травильщик определяет «по наитию»).

Должностная инструкция травильщика клише.

« Характеристика работ. Травление клише для однокрасочной печати - штриховых с мелкими штриховыми элементами и растровых с линиатурой до 54 лин/см на машинах эмульсионного травления и вручную. Травление клише для многокрасочной печати - штриховых с вычисткой на копиях и растровых до 48 лин/см для изданий типа несложных обложек, плакатов рекламного характера и т. п.
Должен знать: принцип воспроизведения полутоновых и многоцветных оригиналов в высокой печати; виды и линиатуру растров; режимы травления растровых клише и клише для многокрасочной печати; общие сведения о процессах гравирования; режимы эмульсионного травления; принцип работы машины эмульсионного травления."
Источник: http://www.zarabotu.ru/statyi/obschie-professii-poligraficheskogo-proizvodstva/travilschik-k-2.html

Таким образом, он травлением ослабляет синий цвет и усиливает красный, что в итоге должно привезти к исчезновению фиолетового оттенка на тюрбане.
                                                                                                                                                                                                После чего, опять отдает травленые пластины в печать, чтобы посмотреть получившийся результат. И так, путем многочисленных манипуляций с закрашиванием, травлением и работой штихелем под лупой по растровым клише, травильщик доводит изображение до «ума», т.е. по цветам и оттенкам полностью сооветствующим оригиналу.

Увы, неумолимый прогресс выбросил и эту профессию, травильщика клише, на обочину истории:

« В результате повсеместного распространения офсетной печати цинк и кислота почти перестали использоваться при производстве, вместо них появились алюминиевые формы и специальная химия. А вместо фотоаппарата стали использовать фотонаборный аппарат — он позволяет получить фотоплёнку с нужным изображением прямо из компьютера. И специальность поменяла название — оператор фотонабора.»




А какие люди были! Настоящие рабочие интиллигенты. Например, профорг Вася (один из лучших травильщиков в цехе ) носил абсолютно мефистофельскую бородку ( в довесток к кустистым бровям) и «котлы» на цепочке.
А как благородно пили! После смены в раздевалке, водка ( а чаще спирт) разливалась по ободок граненого стакана и залпом выпивалась. Потом перекур на крыльце типографии и к семьям.

Звенигородская улица во временв оные:







Но, конечно, бывало, что и засиживались…


Сам-то я полностью не успел постичь все азы этой интереснейшей профессии, ибо  поработал после практики совсем немного с этими чудными людьми, потому как наступила горбачевская эпоха «больших перемен» и повсеместный развал производств.
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments