?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Городское оформление в царствование императрицы Анны Иоанновны 
2nd-Jan-2018 11:38 am
Оригинал взят у sazikov в Городское оформление в царствование императрицы Анны Иоанновны




Статья подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".

Жизнь императора Петра II оказалась недолгой и следующее торжество коронации состоялось спустя всего два года — в 1730 году на царство венчалась Анна Иоанновна. Прежде торжественного въезда в Москву на коронацию, русские императоры и императрицы останавливались в одной из загородных резиденций. Петр I и Екатерина остановились в Преображенском, в то время как Анна Иоанновна, также как и Петр II, а позднее и Елизавета Петровна, останавливались в семи верстах от Москвы в доме грузинской царицы Дарьи Арчиловны в селе Всехсвятском. Следует отметить, что резиденция грузинского царского дома, как место неоднократных остановок императоров перед въездом в первопрестольную, было облюбовано еще Петром Великим, именно отсюда 30 января 1722 года он начал парадное шествие в честь победы в Северной войне.


Торжественный въезд в Москву императрицы Анны Иоанновны состоялся 15 февраля 1730 года. До этого, 24 января, Верховный тайный совет вызвал к себе синодального обер-прокурора Алексея Баскакова и через него поручил Святейшему Синоду, по примеру прежних лет, к торжественному въезду императрицы в Москву сочинить ко всем триумфальным воротам приличные надписи и эмблемы, и кроме того возобновить синодальную триумфальную арку у Воскресенских ворот.



27 января архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович) прислал в Святейший Синод свое мнение «в котором высказывался, что в виду краткости времени до приезда государыни нужно ограничиться только самыми необходимыми переменами и переделками в триумфальных воротах, так, например, на воротах портреты Петра II заменить портретом Анны Иоанновны, вместо лиц св. царей — Давида, Владимира — написать лики жен святых и знаменитых: Есфири, Юдифи, Деворры, Елены, Пульхерии, Ольги и др.».



Таким образом, в коронацию Анны Иоанновны были обновлены триумфальные ворота построенные двумя годами ранее к торжественному вшествию Петра II, в точках пересечения Тверской улицы с крепостными укреплениями — Синодальные в Китай-городе (архитектор Яков Брокет), в Белом городе от Ратуши (архитектор Петр Еропкин) и в Земляном от Московской губернии (архитектор Тимофей Усов). Элементы декора, подлежащие замене определялись Синодом по согласованию с Тайным Советом.



Помимо триумфальных ворот вся Москва по вечерам озарялась иллюминацией. В устройстве иллюминации и фейерверков принимали участие не только знатные дворяне и купцы, но и все посланники иностранных государств, особенно выделялась иллюминация, устроенная испанским послом: «Местоположение дома, занимаемого послом, не дало ему возможности иллюминовать самый дом. Поэтому он приказал архитектору начертать план триумфальных ворот или арки, которую бы можно было перекинуть поперек улицы. Арка эта была сделана в дорическом стиле, поддерживаемая двенадцатью колоннами, из которых восемь должны были поддерживать ворота, служившие для проезда и прохода, a другие четыре, служа для симметрии, были украшены четырьмя картинами и столькими же медальонами, и в то же время поддерживали четыре статуи, которые, представляя силу, милосердие, славу и религию, и помещенные по четырем углам величественного карниза галереи, производили удивительный эффект. По ту и по другую сторону арки были помещены гербы Испании. Под первою аркою возвышался род другой арки, образовавшей раму, в которую были вставлены два портрета царицы, которая была нарисована в естественный рост на тонком полотне: эти портреты были хороши и при дневном свете, но ночью, будучи транспарантными, они были, по отзыву современника, превосходны. Эта вторая арка поддерживалась так же восемью колоннами, которые служили ей базисом, и, давая прекрасный вид, поддерживали орлов — герб России. Все. это было сделано из крепкого, разрисованного под мрамор дерева, освещено семью тысячами свечей, имело в вышину до тридцати аршин и испещрено разными эмблемами и символическими надписями».



Как только императрица вступила в Москву, проследовав через триумфальные ворота Земляного города, по всем церквям начат был звон во все колокола, продолжавшийся до самого входа государыни в свои апартаменты. Любопытно, что торжественный въезд в Москву Анны Иоанновны, строго говоря, имел значение въезда с целью вступления на престол, но по причине скоро совершившейся коронации, совмещал в себе характер коронационного въезда.



Коронация совершилась 28 апреля 1730 года. Как пишет составитель коронационного сборника Анны Иоанновны «торжество коронации ея императорского величества продолжалось, чрез последующие седьмь дней, со всякими радостными забавы зело преславно. И во вся ночи по всей Москве в домах огненные иллюминации были».



В январе 1732 года впервые пышными торжествами сопровождалось возвращение после коронации императорской особы в Санкт-Петербург. Были построены трое триумфальных ворот: в Аничковой слободе у Троицкого переулка, на Адмиралтейском острове и на Троицкой пристани.



Аничковы и Троицкие ворота были построены Канцелярией от строений по проекту Доменико Трезини, Адмиралтейские ворота были выстроены по проекту архитектора Ивана Коробова на средства Адмиралтейства.



Скульптурный и живописный декор Аничковых и Адмиралтейских ворот создан живописцем Андреем Матвеевым и его командой, Троицких ворот — швейцарским художником Георгом Гзелем.



При императрице Анне Иоанновне все фейерверки в Санкт-Петребурге были от артиллерийского корпуса, который при ней получил особенно хорошее устройство, так что мог сравниться с лучшими в Европе. В первые годы устраивались великолепные иллюминации с изображением императрицы. В 1735 году в Санкт-Петербург приехал мастер фейерверков Якоб Штелин, оставивший подробное и единственное свидетельство современника о многих фактах и явлениях художественной жизни России того времени.



Однако более всего царствование Анны Иоанновны запомнилось современникам постройкой знаменитого Ледяного дома для свадьбы придворных шутов князя Михаила Голицына и калмычки Авдотьи Ивановны, носившей в честь своего любимого блюда фамилию Буженинова. Идею постройки Ледяного дома императрице подсказал камергер Алексей Татищев, строительством дома руководила «маскарадная комиссия», во главе с кабинет-министром князем Артемием Волынским. Дом был сооружен в начале 1740 года на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом по проекту архитектора Петра Еропкина и академика Георга Крафта, оставившего подробное описание этой постройки.



Дом, построенный из ледяных блоков, скрепленных водой имел габариты 17,1х5,3 м и 6,4 м в высоту. «Впереди дома стояло шесть ледяных пушек и две мортиры, у главных ворот — два дельфина, из пасти которых била горящая нефть. Кровля дома украшена была статуями. Внутреннее устройство дома также сделано было изо льда. По сторонам дома воздвигнуты были высокие пирамиды с примерными часами и с фонарями на окнах; вблизи помещались ледяной слон, из хобота которого бил горящий нефтяной фонтан, и ледяная баня, которую топили соломою».





Маркиз де-ла-Шатарди, бывший в то время французским посланником при императорском дворе, в письме в Париж, описывая устройство и расположение Ледяного дома, сообщает, что куски льда из которого была сооружена постройка, походили на самый лучший обтесанный камень, особенно же его удивили ледяные пушки, украшавшие фасад здания и выдерживающие при стрельбе из них заряд в четверть фунта пороха. Георг Крафт описывает это так: «Из оных пушек не однократно стреляли, в котором случае кладено в них пороху по четверти фунта, а при том посконное или железное ядро закачивали. Такое ядро некогда в присутствии всего Императорскаго придворнаго штата в расстояние 60 шагов доску толщиною в два дюйма насквозь пробило».



Шутовская свадьба состоялась 6 февраля 1740 года, в ней участвовало около 300 человек различных народностей России, одетых в национальные костюмы и игравших на национальных музыкальных инструментах.



После венчания в церкви свадебный поезд, управляемый Волынским и Татищевым с музыкой и песнями проехал по всем главным улицам Петербурга, остановившись у манежа герцога Курляндского, где состоялся обед. Шествие открывали «молодые» запертые в большой железной клетке, поставленной на слона.



За ними тянулась вереница разноплеменных «поезжан»: «одни ехали на верблюдах, другие — на оленях, третьи — на собаках, четвертые — на волах, пятые — на козлах, шестые — на свиньях и т.д.». После обеда и стихотворных приветствий Тредьяковского свадебный поезд отправился в Ледяной дом, где «молодые» были вынуждены заночевать, что едва не закончилось для них трагически.



[Источники:]
1. Жмакин В.И. Коронации русских императоров и императриц, 1724–1856 гг. // Русская Старина. Т. XXXVII, 1883. С. 517–518.
2. Крафт Г.В. Подлинное и обстоятельное описание строеннаго в Санктпетербурге в генваре месяце 1749 года Ледянаго дома и всех находившихся в нем домовых вещей и уборов с приложенными при том гридорованными фигурами, также и некоторыми примечаниями о бывшей в 1740 году во всей Эвропе жестокой стуже, сочиненное для охотников до натуральной науки чрез Георга Волфганга Крафта Санктпетербургския Императорской Академии наук члена и физики профессора. — С-Пб.: Печ. при Имп. Акад. наук, 1741.
3. Ле Шатарди, Жак Иоахим Тротти де. Маркиз де-ла-Шатарди в России 1740–1742 годов. Перевод рукописи депеш французского посольства в Петербурге. Издание с примечаниями и дополнениями П.Пекарского — С.-Пб., 1862.
4. Описание коронации ее величества императрицы и самодержицы всероссийской Анны Иоанновны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве, 28 апреля 1730 года. — М., 1730.
5. Тюхменева Е.А. Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века. Проблемы панегирического направления. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
6. Шубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы. — С.-Пб., 1908.

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
3rd-Jan-2018 12:12 pm (UTC)
Барокко восприняло любовь к праздникам от Ренессанса, что ли
3rd-Jan-2018 02:44 pm (UTC)
может и так
This page was loaded Jan 24th 2018, 1:30 am GMT.