?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Русские фейерверки и иллюминации XVIII века. Часть III 
28th-Dec-2017 07:25 pm
Оригинал взят у sazikov в Русские фейерверки и иллюминации XVIII века. Часть III


Русские фейерверки и иллюминации XVIII века. Часть I.
Русские фейерверки и иллюминации XVIII века. Часть II.



Публикация подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".

1759 г., на новый год фейерверк. Иллюминация и фейерверк на новый 1759 год в Санкт-Петербурге.
Большой лист, гравированный резцом, с подписями под гравюрой: «Фейерверк сочин: Подполк: Мартынов. — Грид: при Акад: Наук и Художеств. / — Allegorische Vorstellung des Feuerwerckes / welches vor ihro kayserl. maiest. Winter-Palais / am Neu-Jahrs-Abend 1759 in St. Petersburg abgebrant worden. / — Аллегорическое Изображение Фейерверка / представленнаго перед Зимним е я императорскаго величества Домом / на Новой 1759 год в Санктпетербурге. / — Representation Allegorique du feu d’afrtifice tire / devant le Palais d’hiver de sa majeste imperiale / au soir du jour de i`аn 1759 a St. Petersbourg».
Лист этот приложен при печатной брошюре: «Аллегорическое изображение / фейерверка / в честь / ея императорскаго величества / елисаветы петровны / самодержицы всероссийския / и прочая, и прочая, и прочая, / и в знак всеподданнейшаго и усерднейшаго желания / в новый год / 1759, / представленнаго / пред Императорским зимним домом».


Вверху первых двух страниц этого описания, в виде двух виньеток, помещены две отдельныя гравюры, представляются отдельныя части нижеописаннаго представления. Первая из них (гравированная резцом) с следующими подписями: «Franc. Gradizzi del in. — Sarti exe cut. / Явление первое и второе». — Вторая гравюра резцом с подписями: «Franc. Gradizzi delin. — Sarti execut. / — Явление Третье».
Из приведеннаго описания видно, что ...«представлено будет в фейерверке на нескольких щитах при различных явлениях и переменах с движущимися дей ствительно фигурами следующее аллегорическое изображение: В первом явлении является на ужасной с страшными каменьями и пропастьми горе, на которую со всех сторон взлесть, и на верьх взойти стараются тиранские пороки: Ненависть, Корыстолюбие, Гордость, Лукавство, Насильствование, Несправедливость и Злость».
«Но вдруг является во втором явлении, на отверстом облаке собрание добродетелей владеющих Особ, пекущихся о благополучии человеческаго общества, а именно: Великодушие, Человеколюбие, Постоянство, Искренность, Миролюбие, Справедливость и Благость под покровительством Минервы, которая молниею своею помянутые пороки и с ужасным их селением в бездну низвергаетъ».
«По сем низвержении пороков и по раззорении страшнаго их жилища переменяется прежнее представление в третьем явлении в приятную тихую страну, где в средине виден прекрасный сад, и назади онаго между аллеями тенью прикрытыми отверстой увеселительной зал, в котором Покой в желаемой титине наслаждается приобретенною трудами безопасностию и довольствиемъ. Потом переменяется вся сия страна и в четвертом явлении является о нескольких ступенях великолепной театр, имеющей с переди по обе стороны вместо отверстаго входу колонны, на которых стоят в верьху трофеи, а в низу статуи, и от которых простираются по обе стороны перила к двум обелискам с победоносными знаками украшенным. Позади онаго театра виден отверстой еще Янусов храм. — А внизу у входа означеннаго театра стоит на одной стороне геройское Намерение, и обнажает меч с надписью на педестале militemus, то есть готовы воевать».
«Против онаго на левой стороне Храбрость с обнаженным мечем и надписью: nulli cedamus, то есть никому не уступим».
«Прочия Аллегоричеекия статуи суть следующия: На колоннах сперва Презрение опасности с своим щитом в одной и с обнаженною шпагой в другой руке, а против оной Неусыпность, имея малый щит в левой и копье в правой руке. — После сeгo следуют с обеих сторон, а именно: на правой Честь со взятым штандартом и венцем из дубовых ветвей. На левой руке Слава, с трубою в одной, и с лавровым венцем в другой руке. — Далее по обеим сторонам колонн против обелисков, по одну сторону Благодарность с сердцем в руке, и с рогом изобилия под рукою. — По другую сторону Почитание с короною в одной и с кадилом в другой руке».
«В заключении сих сторонних зданий стоят по сторонам два обелиска, на верху которых находится Российской герб с перунами. Один из сих обелисков изображен с гербом завоеваннаго королевства Прусскаго и со щитами городов сего королевства, а именно: Мемеля, Кенигсберга, Пиллавы, Тильзита, Гумбина и прочихъ; также со взятыми стандартами, знаменами, оружием и другими победоносными знаками; а на педестале сего обелиска реки на цепях, Руса, Мемель и Прегель в обыкновенном представлении, с надписью: de regn. boruss., то есть: над королевством Прусским».
«На другом обелиске в таком же расположении в средине изображен герб мархии Бранденбургской и герцогства Померанскаго с преломленными гербами городов Кистрина, Колберга и прочих; а на педестале обелиска прикованных рек: Варте, Реге, Кромпе и Персанте, с надписью: de marchion: branden: et duc. pomer., то есть: над мархиею бранденбургскою и герцогством померанским. На вышеобъявленном театре выходит в пято явлении Россия с вензловым именем Е. И. В. Елизаветы Первыя, которой украшен лавровыми и пальмовыми ветвями. A после онаго следует Победа имея на главе лавровый венец. В тож самое время идет на встречу оной Удивление с четырьмя чадами, которые представляют четыре части света в различном одеянии. Между тем как они стали по сторонам, a Россия в средине театра, то является над нею в шестом явлении высоко над облаками Солнце в полном сиянии, а над ним в облаках Благополучное время с своим Зодиаком двенатцати небесных домов, и с числом новаго 1759 года и рогом изобилия, из котораго сыплются лавровыя и пальмовыя ветви, цветы и плоды, a подле России сидит Мир с покрытым еще лицем держа позади себя масличную ветвь с надписью nostri praenuncia voti, то есть: нашего предвозвестница желания».




1760 г., 1 января. Виноградов Е.Г. по рисунку Антонио Перезинотти. Изображение фейерверка в Петербурге на новый 1760 г. Петрова слава пребудет во веки
Три больших листа, гравированных резцом: 1-й, с подписью под гравюрой: «Петрова слава пребудет во веки. — Gloria Petri immotamanebit inaevum». — Ниже подписи мастеров: «Рисовал Антоний Перизинотти. — Января 1. Дня 1760 Года. — вырезывал Ефим Виноградов».
Лист этот (и два следующие) приложен при печатной брошюре: «Описание / огненнаго представления / в первый вечер новаго года, / 1760». — Из этого описания видно, что «сие Огненное Представлеяие учинено, от Артиллерии, / Троекратное огней играние, исполнения Г. Сартия. / Представление четырех зеленых дерев, Франкфуртское сражение и Гербы / с протчими огненными украшениями исполнения Г. Мелисина. / Слава подающая Вечности два лавровых венца, и Храм Славы Петра / великаго, с протчими огненными украшениями исполнения Г. Марты- / нова /. Описание Огненнаго Представления Г. Сумарокова».
Далее сказано: «Три раза играют огни пременяяся в разныя виды, после которых представляются четыре древа горящия зеленым огнем и носящия Всевысочайшее Имя Ея Императорскаго величества и Высочайшия Имена Их Императорских Высочеств».
«По сем представляется при Франкфурте Русскаго с Прусским войском жестокое сражение и одержанная Россиянами преславная победа. Изображение это представляется на освещенной картине. Над местом ужаснаго сего сражения видно раскаленное Солнце с Именем великия елисаветы взирающее на мужественный действия воинства ея, свидетельствующее безстрашие и храбрость онаго, Любовь к Отечеству, верность и усердие к самодержице, и готовящееся понести Имя ея величества по всей вселенной.... По сторонам места сего видны два великолепныя здания, знаменующия две великия Российскйм войском одержанный победы. Изображения зданий сих украшается сквозным огнем... Над сими зданиями две звезды сияют»...
«По скончании грома (от пушек и увеселительных огней) возлетает Победа к Имени Ея Имп. Велич, с радостным известиемъ: Внемли Россия глас ея! — По сем является Российский Императ. Герб и Гербы четырех подвластных Ея Величеству Царств, изображенные на прозрачных в огне картинах».
«По сем представляется огненным искусством на воздухе Слава, подающая Вечности, сидящей на древнем камне и описывающей дела Ея Величества два лавровых венца, знаменования в прошедшем году двух одержанных побед Пальциковской и Франкфуртской. По другую сторону Вечности высечены, на украшенном камне, изображения сих срашений».
«Затем представляется великолепной Храм Славы Петра великаго, яко основателя нынетняго России благополучия. У преддверия сего Храма изображены шесть Российских Государей, три великия Князя, Владимир, Александр, Димитрий, и три Царя, Иоанн Василиевич, Михаил Ѳеодорович, Алексей Михайловича... Сквозь двери, внутри Храма виден поясной образ Велик. Монарха, Госуд. Импер. Петра Великаго. Над дверьми Храма изображено Всевысочайтее Имя Ея Импер. величества».




1760. Греков А.А. по рисунку Джованни Вестарини. Изображение фейерверка в Петербурге на новый 1760 г.
2-й лист, гравированный резцом, с подписями под гравюрой: «Рисовал Вестарини. — Января 1. Дня 1760 Года. — вырезывал Алексей Греков». — Приложен к той же брошюре: «Описание / огненнаго представления»... и т. д.




1760. Греков Алексей Ангилеевич. Изображение фейерверка в Петербурге на новый 1760 г. Сии победы не предадутся забвению.
3-й лист, с подписями внизу гравюры «:Сии победы не предадутся забвению. — Hasce victorias nulla umquam abocebitaetas. — Под гравюрой подписи: «Рисовал Антонии Перизинотти. Января 1. Дня 1760. Года. — вырезывал Алексей Греков».




1761 г., на новый год. Греков Алексей Ангилеевич. Российская империя в аллегорическом представлении фейерверка зажженнаго пред зимним ея императорскаго величества домом, в новой 1761 год.
Лист, гравированный резцом. Внизу гравюры в картуше подпись: «Российская Империя / в аллегорическом представлении Фейерверка / Зажженнаго пред Зимним ея императорскаго величества / домом, в Новой 1761 Год». Под гравюрой подписи: «Грид: при Акад: Наук и Художеств. / Das Russische Reich / in einer allegor. Feuerwercks Vorstellung / vor dem Kayserl. Winter-Pallais am Neu Jahrs-abenb. 1 7 6 1 — L’Empire de Russis / Representation allegorique dans un feu d’artifice / devant le Palais Imperial, le Soir du nouvel, an 1761».
Лист этот приложен при печатной брошюре: «Новый год, / желания всероссийской империи / и благополучное оных исполнение / увеселительными огнями / аллегорически изображенный, / и в знак всенароднаго усердия / ея величеству / всепресветлейшей державнейшей / и непобедимейшей государыне / елисавете петровне / императрице всероссийской / и прочая, и прочая, и прочая . / в первый вечер 1761 года, / пред зимним императорским домом / в Санктпетербурге / представленный».
В начале и в конце этой брошюры приложены, в виде виньеток, две гравюры резцом, представляющия 1-й и 3-й планы фейерверка; 1-я с надписью вверху в картуше: «Новой Год / Das Neue Jahr. / Le nouvel an». Под гравюрой подписи: «Первый План Белым Огнем. — Erster Plan in Glantz Feuer. — Premier Plan en feu blanc».
2-я гравюра резцом, с подписями внизу в трех карт ушах: «Третий План Зеленым Огнем. — Dritter Plan in grunem Feuer. — Изполнение Желаний. / Erfullung der Wunsche. / Accompl. des voeux».—Под гравюрой подпись: «Troisieme Plan — en feu verd».
Из «Описания» видно, что «аллегорическое увеселительных огней представление разделяется на три действия, которыя тремя разными огней родами изображаются. В первом действии из белаго свечнаго огня изображается в светлом облаке при захождении солнца перемена времени или новый год, в образе крылатаго Юноши, которой имея через плечо Зодиак со изображением числа 1761 года, и о благополучном минувшаго года претечении радость изъявляя, приносит в дар венец лавровой и ветьв масличную, и стоит на завоеванных неприятельских оружиях, штандартах и знаменах, на коих означено число 1760 года, а пред оным лежат ключи и герб Королевскаго Прусскаго и Курбранденбургскаго столичнаго города Берлина».
«Во втором действии фитильным огнем представляется всероссийское государство. Оное изображено твердым, пространным и гербами шестьнатцати губерний, составляющими оное, украшенным зданием, посреди котораго виден Храм великолепный».
«На Фронтоне Храма, по правую руку, изображается седящая Ревность к Вере; а по левую Сила государства. В низу при входе между передовыми столбами стоят по правую сторону Слава Российская; а по левую Знатность Российскаго Государства во всех народах».
«Внутри Храма виден желания жертвенник, на котором возженная и пламенем своим неба досягающая жертва изображает усерднейипия желания предстоящих между столбами около всего здания Радости и Почтения, Любви и Верности, Усердия и Храбрости всех верноподданных и обще всех жителей пространнаго Российскаго государства».
«В третьем действии зеленым огнем изображается под видом прекраснаго и приятнаго сада, уповаемое и небом вспомоществуемое исполн ние усерднейших на новый год желаний россиискаго государства».
«Посреди сего увеселительнаго места бьет огненный фонтан из Императорской короны, возложенной на возвышенное и со многими украшениями искусно устроенное здание».
«Из сидящаго под короною Государственнаго орла истекает огненной каскад, которой по многим переломам в нижней впадает басейн; а из онаго по всему саду разливается».
«По обеим сторонам сада смыкаются две лавровыми оранжевыми деревьями обставленныя алей, которыя Аллегорическими и намерение наших усерднейших желаний изображающими статуями украшены: На переди стоит Здравие; по левую сторону впереди стоит Благоденствие; далее видно Изобилие; Тишина; за оною виден Страх Неприятелей; на последок видна Слава держащая трубу и распущенное государственное знамя, на коем изображено Имя Ея Императорскаго Величества».




1762 г., сентябрь. Виноградов Е.Г. Изображение фейэрверка для высочайшей коронации Ее Императорскаго Величества Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссийской в Москве.
Двойной лист, гравированный крепкой водкой, представляющий колонаду перед храмом, соединенную посредине аркой, под которой стоит статуя России. Над аркой в облаках две аллегорическия фигуры коронуют щит с вензелем Екатерины II. По бокам колонада украшена шестью аллегорическими статуями: Вера, Надежда, Изобилие, и т. д. Впереди на пьедестале большая огненная звезда с вензелем Екатерины II; ближе перила, украшенныя вертящимися огненными колесами и другими огнями. Под гравюрой подписи: «Грыд. в С. Петерб. При Акад. Наук и Художес. под смотре. Е. Виноградова. / — Vorstellung des Feuer-Wercks / welches bey der erwunschten hohen Gronung Ihro Kayserl. Majestat / Catharina Alexiewna / in der Kayserl. Residentz-Stadt Moscau / d. — Sept. 1762 abgebrandt worden. / Изображение Фейерверка / для высочайшей Коронации ея императорскаго величества / Екатерины Алексеевны / Самодержицы всороссийския / в Москве представленнаго / Сентября « » дня 1762 года. / —Feu d’Artifice / Pour le Couronnement de Sa Majeste Imperiale / Catherine Alexiewna / represente dans la Capitale de Moscou le « » Septembre 1762».




1763 г., июня 28 дня. Виноградов Е.Г. по рисунку Франческо Градицци. Палладин остров в фейерверке в день восшествия на престол Ее Императорскаго Величества Екатерины Второй, представленный на Неве реке перед летним императорским дворцом в Санкт-Петербурге.
Два листа, гравированные крепкой водкой, с подписями: 1) «J. d. Stehlin inv. Francesco Gradizzi. Delineavite. — Exc. parle Lieut: Colonel des Bombard. P: de Melissino. — Грыд. в С:П:б: Под: Е: Виноградова. / Палладин остров в Фейерверке / в день восшествия на Престол / ея императорскаго величества Екатерины вторыя / представленный на Неве реке перед летним Императорским дворцом / в Санктпетербурге 1763 Году Июня 28 дня / (Первый план перед обращешем:) / L’Isle de Pallas / representee en feu d’artifice / l’anniversaire de l’avenement au trone / de sa Maj. imper. Ctharine II. / a St Petersbourg, devant le Jardin Imperle sur la Neva le 28 Juin 1763. / (: premier plan avantle changement:) / Palla s Insel im Feuerwercke / am Wedachtnisz-Feste der Thronbesteigung / Ihro KAYSERL. MAyS. CATHARINA der Zweyten / vorgestellt auf dem Newa-Strohm vor dem Kayserl. Sommerhofe / Zu St. Pete rsburg den 28. Junii 1763. Erster Plan vor der Verwandlung:)».




1763. Греков А.А. по рисунку Франческо Градицци. Изображение фейерверка с девизом "Минервин остров" в Санкт-Петербурге на Неве 28 июня 1763 г.
2) «J. d. Stehlin. inv Francesco. Gradizzi. Delineavite. — Exec, par e Lieut.-Colonel des Bombard. P: de Melissino. — Грыд. в С.п.б. под. А. Грекова. / Минервин остров в Фейерверке / в день восшествия на Престол / ея императорскаго величества Екатерины вторыя / Представленный на Неве реке пред летним Императорским дворцом / в Санктпетербурге 1763. Году Июня 28 дня. / (:вторый План после обращешя:) / L’Isle de Minerve / repesentee en feu d’Artifice / l’anniversaire de l’avenement au trone / de sa Maj. imper. Catharin e II. / a St Petersbourg, devant le Jardin Imper'e sur la Neva le 28 Juin 1763 / (: Second Plan, apres le changement:) / Minervens-Insel im Feuerwercke / am Bedachtnisz-Feste der Thronbesteigung / IHRO KAySERL: MAIT: СATHARINA der Zweyten / vorgeste llt aul dem Newa-Strohm vor dem Kayserl. Sommerhofe / zu St. Petersburg. den 28 Junii 1763 / (:Zweyter Plan nach der Verwandlung:).
Оба листа приложены, при печатной брошюре: «Описание / аллегорическаго фейерверка / представленнаго / для торжественнаго воспоминания дня, / в которой / ея императорское величество / екатерина вторая / самодержица всероссийская, / к благополучию всего государства / престол принять соизволила / В Санктпетербурге пред Императорским Летним домом на Неве реке. / Июня 28 дня 1763 года» (Тоже по французски).
Из описания этого видно, что «на Острове окруженном стенами и каменными крутыми горами представлен открытый Палладин храм, в котором видна Паллада, сидящая на густом облаке, из котораго в разныя стороны исходят громовыя стрелы. В правой руке она держит щит с Российским гербом; в левой медузину голову угрожающую врагам. У ног ея алектор означающий бдение. Между столбами храма стоят статуи: Муция Сцеволы, сожигающаго свою руку, и Траяна, извлекающаго мечь. — Над храмом Слава; на фронтоне вензель Екатерины II, окруженный лучами, н ад ним корона; по сторонам аллегорическия фигуры: Премудрость и Мужество. Над Палладой надпись: Vigilantia et Virtute. За храмом видна галлерея, окаймленная колоннами, сверху украшенная победоносными знаками (шлемы, знамена, щиты и т. п.). Впереди, по бокам храма, два болыиих обелиска; на правом из них аллегорическая фигура: Удивление, вырезывает лаврами вензель Екатерины II, под которым видна подпись: Dux / Faemina / Facti. На левом: История отмечает год и число восшествия на престол Екатерины II. Надпись следующая: 1762 / 28 Jun / haec / est / illa / dies».
«По сожжении этих представлений загарается другое, причем та же богиня, явившаяся Палладою на острове Брани, является Минервою на острове Наук и Увеселений».
«По средине группа пальмовых дерев, украшенных венками и гирляндами. Под ними на неболыпом холме возседает Минерва; левой рукой она упирается о щит с российским гербом, и в той же руке держит хмасличную ветвь, в правой руке рог изобилия. Три богини держат над головой ея венок; у ног сидит сова. Вверху щит с вензелем Екатерины II, украшенный венком и короною; за ним трубящая Слава; под щитом лента в надписью: sapientia et clementia. Остров окружен пальмовыми деревьями, связанными гирляндою цветов; между деревьями, на пьедесталах, стоят бюсты разных аллегорических фигур; кругом перила, на которых сидят 16 маленьких гениев наук и художеств, с соответствующими инструментами в руках. Справа и слева возвышаются громадныя два пальмовыя дерева; на левом щит с надписью: 1762 / 28 Jun.; на правом щит с вензелем Екатерины II, украшенный короною. На заднем плане целый лес ракет и других воздушных огней».




1770 г., 26 ноября. Изображение V-го акта фейерверка 26 ноября 1770 г. в Санкт-Петербурге в честь победы России над Турцией Блистание трона российского мудрым правлением Екатерины II.
Фейерверк в пяти отделениях, бывший в Петербурге перед Зимним дворцом 26 ноября 1770 года. Пять больших картин, гравированных резцом, без всякой подписи. В собрании Д. А. Ровинскаго есть экземпляр этих картин, на которых под гравюрами сделаны следующия подписи пером:
I. — «Изображение фейерверка в пяти актах представленнаго пред зимним Ея Императорскаго величества домом 1770 года ноября. 26. дня. В санкпетербурге. / акт I россия в спокойствии затворяя янусов храм»; по средине стоит Янусов храм с закрытыми дверями и с надписью над ними: «Tempi. / Jani». Кругом видна аллея из пальмовых дерев».
II. — «акт II. дискордия извергшись из пропасти разторгает двери янусова храма».
III. — «акт III. россия торжествующая свои победы; по средине представлены триумфальные ворота, с вензелем Екатерины II на верху, в которые въезжает торжествующая Россия на четырехконной колеснице; летящий над нею гений венчает её лавровым венком. По обеим сторонам ворот, сзади видны две аллеи из пальмовых дерев заканчивающияся павильонами на которых надписи: Felicit. Publ., и: Honos Publ. — На самой гравюре внизу слева камень с подписью: Archit. С. Speckledel.».
IV. — «акт IV. монумент побед российских над. турками; — высокая колонна украшенная вверху вензелем Екатерины II: EII под короною; внизу колонны подпись: Catherina II / Forti Felici / Terra / Marique / Victici; по бокам. две тиумфальныя арки, от которых вглубь полукругом идет открытая галлерея с портиками. Внизу слева подпись: Archit. C. Speeledel.».
V. — «акт V. блистание трона российскаго мудрым правлением Екатерины вторыя; круглая открытая террасса, на которую ведут три лестницы на первом плане; по средине на ней стоит открытый павильон украшенный вверху короною, под ней вензель: Е II окруженный лучами; над входом в павильон надпись: Longeque-Refulget; внутри виден трон, над которым российский герб украшенный пальмовыми ветвями и короною. Справа и слева от павильона еще два закрытых павильона с надписями над входом, слева: Felicit. Publ, — украшен сверху двумя рогами изобилия, из которых вниз падают цветы; справа: laetit. publ. — украшен двумя трубами перевязанными между собою венком».
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
This page was loaded Aug 14th 2018, 7:01 pm GMT.