?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Первые праздники Советской власти 
18th-Dec-2017 09:10 pm
Оригинал взят у sazikov в Первые праздники Советской власти




Статья подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".

В ленинском Декрете «О памятниках республики» в специальном пункте говорилось о художественном декорировании городов к Первомаю. Для этого предполагалось заменить устаревшие надписи, эмблемы, гербы, названия улиц «новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России». Этим документом были заложены основы эстетического преобразования праздничной среды советских городов. Декрет явился программой и руководством к действию для деятелей культуры, сотрудничавших с большевиками.




В первый же год Советской власти братья Виктор и Александр Веснины выполняют крупные заказы правительства — оформляют Советскую и Красную площади к 1 Мая, а затем и к годовщине Октябрьской революции. Это были первые празднества новой власти в работе над которыми, кроме Весниных, принимали участие архитекторы Евгений Коротков и Николай Виноградов, художники Федор Федоровский, Николай Богатов, Алексей Ясинский, Василий Мешков, скульптор Василий Ватагин. В основу проектного решения первомайского празднества легли тезисы раскрывающие политический характер и значение первомая, изложенные заместителем председателя Моссовета Петром Смидовичем на специальном заседании Московского Совета по организации празднества.



«Известия ВЦИК» сообщали: «С раннего утра 30 апреля в Кремле необычайное оживление. <...> Подъезды украшаются зеленью и растениями. Здания, пострадавшие во время Октябрьской революции, драпируются с таким расчетом, чтобы закрыть разрушенные части. <...> Главный вход в Кремль декорирован особенно красиво. Круглая Кутафья башня обвита кругом драпировкой из красной материи. Тут же плакаты с лозунгами: “Да здравствует всемирная республика!” и др. По обе стороны башни два стяга с художественными изображениями. Далее по мосту два ряда флагов. Декорация Троицкой башни особенно величественна: с четырех сторон опускаются большие декоративные полотнища с лозунгами. В середине – большая художественная картина-панно, изображающая красного ангела с крыльями в отдалении в лучезарных тонах, на голубом фоне изображена эмблема социализма. <...> Художественно убрано здание ЦИК (здание судебных установлений): оно как бы пылает в огне красной материи. <...> Государственные гербы и царские эмблемы замаскированы красной материей, на фоне которой художественно изображены эмблемы новой России».







Практическое воплощение проекта Весниных было доверено драпировщикам Шмелеву, Тихомирову и Кулагину при участии бригады учащихся бывшего Строгановского училища и представителей художественной секции Московского Пролеткульта. Целая плеяда крупных художников (в основном представителей «левого» искусства, таких как Натан Альтман и Казимир Малевич, Ольга Розанова и Надежда Удальцова) работала над оформлением многих других улиц и площадей Москвы. Ленин не только «принимал работу». Он лично утверждал сметы расходов, подписывал необходимые распоряжения, участвовал в составлении лозунгов и призывов, оценивал проекты и эскизы.
«Известия ВЦИК» (см. выше) описали практически всё, что могли сделать художники на Красной площади из нескольких тюков реквизированной из мануфактурных магазинов материи красного и черного цветов. Над братской могилой «жертв революции» поставили обелиск, обтянутый красными и черными холстами, у Сенатской башни соорудили трибуну для правительства. Мимо нее «манифестирующие колонны» прошли от Воскресенской к Васильевской площади, заложив традицию будущих парадов и демонстраций.





Не смотря на разруху и голод в первый праздник Советской власти на улицы города возвращаются уже полузабытые триумфальные арки, обелиски и пирамиды, тем самым реанимируя эти разновидности праздничных декораций, введенные еще Петром Великим. Арки располагались на Садовом кольце, одна из них, украшенная панно, лозунгами и гирляндами зелени была воздвигнута на Зубовской площади. На Кудринской площади возвышался обелиск, от вершины которого к четырем входам ограды были протянуты канаты с разноцветными флажками. На площадях устанавливают громадные трибуны, дома украшают живописные панно на темы труда, лозунги и плакаты с символическими изображениями и эмблемами, подъезды и балконы декорированы красной материей. На фонарях и телеграфных столбах развешены лозунги и гирлянды зелени, повсюду развивалось море флагов. Фонтан на Театральной площади, Дом Советов и Дом Союзов вечером освещались гирляндами электрических лампочек.



Уже тогда, на Скобелевской площади перед Моссоветом, помимо митингов и приветствий, прошло первое театрализованное представление, положившее начало массовым советским праздникам — колонна профсоюза тружеников сцены под звуки Марсельезы и Интернационала дала представление с участием артистов в национальных костюмах, воинов с красными знаменами и аллегорической фигурой России с пальмовой ветвью в руках, возвещающей мир всем народам.







Поскольку первомай 1918 года стал первым праздником советской эпохи, этому событию придавалось большое политическое значение. И все же, в отличие от Москвы, первый опыт революционного оформления Петрограда нельзя назвать удачным. Праздничное убранство было выполнено представителями «левого фронта искусств» — футуристами, и их попытка «взорвать» исторически сложившийся архитектурный облик города, обернулась, по словам художника Мстислава Добужинского, «хлопушкой» — художники как будто забыли или не знали об идее ансамблевости праздничного оформления города, «живописные панно, украшавшие город в мае 1918 года не только не были связаны с архитектурными формами декорируемых зданий, но и не объединялись между собой в единое художественное целое». На фоне прекрасной и величественной архитектуры Петрограда это выглядело, по меньшей мере, наивно.



В первую годовщину Октября Москва вновь оделась в кумачевый наряд. Основу праздничного декора вновь составили красные флаги и гирлянды зелени, лозунги и красочные плакаты-панно. Таким образом, типология, методы и материалы оформления были схожи с первомайскими торжествами, но его масштабы заметно возросли, активнее стал использоваться цвет: «К украшению города была, наконец, привлечена и монументальная живопись. Октябрьские празднества 1918 года были настоящим торжеством краски».



В оформлении Москвы к годовщине революции принимали участие многие известные художники, скульпторы и архитекторы. Среди них можно назвать такие имена как Александр Куприн, Илья Машков и Павел Кузнецов, Аристарх Лентулов и Сергей Коненков, Николай Колли, Сергей Герасимов, братья Стенберги и многие другие. В Петрограде работали Борис Кустодиев и Кузьма Петров-Водкин, Владимир Щуко и Мстислав Добужинский, Николай Тырса, Натан Альтман, Исаак Бродский и др.







В Москве современники отмечали, как наиболее удачное, оформление Советской площади, почти повторявшее проект ее убранства к майским торжествам, выполненный художником А.А. Ивановым по эскизам Весниных. Новшеством стал воздвигнутый на месте памятника Скобелеву обелиск со статуей «Свободы», скульптора Николая Андреева.



«Глядя на то, что создал на Советской площади пролетарский гений, глядя на роскошное художественное убранство ее, вы чувствуете, что старый строй погиб безвозвратно и никогда не восстанет из мертвых». Главным достоинством праздничного убранства Советской площади стало общее единство художественного замысла, в первые послереволюционные годы художники, работавшие над праздничным оформлением советских городов редко могли похвастать этим качеством.



Как еще один удачный пример оформления выделяли декорирование торговых палаток Охотного ряда, превратившихся в расписные игрушечные домики с палисадниками (художники И.В. и О.В. Алексеевы). Яркими красками и аппликацией из цветной бумаги был создан декоративный образ сказочного городка: «Художник, расписавший нудные деревянные будки в Охотном ряду, сумел найти радостные краски, чрезвычайно хорошо гармонирующие со всяким русским торжеством, с красочными пятнами русской ярмарки, с веселой росписью старинных московских домиков <…> они сразу дают зрителю ощущение праздника, они заряжают его чувством необъяснимой радости».



Похожим образом было решено оформление забора вокруг недостроенного дома на Тверской улице.



По проекту художника Ивана Клюна сквер перед Большим театром был превращен в сад Черномора — окутанные лиловой марлей деревья, по вечерам изнутри подсвечивались электрическими лампочками, превращавшими их в светящиеся голубые шары. Дорожки сквера также окрасились голубым цветом, а по всей площади растянулась в несколько рядов красная бахрома, развиваемая ветром. Работы по декорированию сквера были выполнены живописцами из Высшей школы военной маскировки.



На площади Революции к годовщине Октября установили монумент «Красный клин» архитектора Николая Колли, изображающий белую колонну, рассекаемую красным клином. Очевидно, под влиянием этого памятника в 1919–1920 годах Эль Лисицкий создал свой знаменитый плакат «Клином красным бей белых». Следует отметить, что в основу метафоры красного клина революции, по всей видимости, было положено буквальное прочтение цитаты Льва Троцкого из его работы «Демократия и революция»: «Вызывая на историческую сцену суверенный народ, демократия врезается в легальную русскую историю клином революции».



Вечерняя иллюминация помимо подсветки зданий электрическими лампочками по контуру архитектурных абрисов и агитационных композиций, включала в себя освещение города мятущимся светом прожекторов, каскадами световых ракет, в Петрограде от одного до другого корабля, пришвартованных в фарватере Невы, протянулись гирлянды электрических лампочек. Вечером 6 ноября на Красной площади, Лобном месте, Комитетом бедноты было устроено торжественное сожжение чучела кулака, символизирующее уничтожение старого империалистического прошлого и рождение нового.



В самый день годовщины революции — 7 ноября 1918 года там же на Красной площади в присутствии Ленина состоялось торжественное открытие установленной на Сенатской башне Кремля памятной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов», скульптора Сергея Коненкова.



По исполнении похоронного марша и выступления Ленина, последовало прохождение колонн трудящихся мимо творения Коненкова и трибуны, заполненной представителями Совета: «Среди обычных знамен общее внимание привлекают художественные оригинальные плакаты профессиональных союзов. <…> Настоящий фурор производит союз пищевиков, изображающих продавца, бычью голову и, что самое главное, румяные калачи. Своеобразную красоту придают процессии футуристические плакаты, от пестроты которых и разнообразия разбегаются глаза. Проходит комитет бедноты, «сермяжные» представители Орловской, Тамбовской и Тульской губ., общественные организации, народный суд, Пролеткульт, ученики различных учебных заведений, рабочие всех районов. Громадный Пресненский район вызывает общий восторг аллегорическим шествием: на телегах едут переодетые крестьянки и солдаты в цепях крепостного права, а дальше — стоит Свобода с порванными цепями. — Красной Пресне привет, — громко говорит тов. Ленин».







В оформлении первых революционных праздников современники отмечали, как самое главное, принцип «свободы искусства», вырвавшегося из дворцовых интерьеров на улицы и площади городов, где живописцы украшали фасады домов, а скульпторы обратились к монументальной скульптуре. «По количеству участвовавших в празднике художественных сил и по грандиозности декораций, преобразивших на эти дни московские улицы, этот праздник можно назвать всенародной выставкой искусства».



Несмотря на неоднократные заявления о необходимости поддерживать всякое творческое направление в искусстве, по результатам первых революционных праздников стало очевидным — представителям «левого» искусства, футуристам и супрематистам, не стоит доверять масштабное оформление городских комплексов. Кроме уже помянутого убранства Петрограда к 1 мая 1918 года, когда «самое настроение сурового и культурного празднества городского пролетариата было скомпрометировано футуристским кустарничеством», отмечали крайне неудачное оформление Москвы к Дню Красной Армии, когда попытка монументального украшения Москвы исключительно силами «левых» художников, «успеха не имела».



«Искусство на улицу!» — главный лозунг художников первых лет Октября. Свобода самовыражения стихийных художественных сил считалась в этот период важнее стремления к стилистическому и образному единству праздничного убранства. Вместе с тем, неоднозначные результаты такого подхода все острее ставили вопрос о необходимости комплексности и ансамблевости в оформлении не только отдельных зданий, но и целых улиц и площадей.


Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
18th-Dec-2017 07:48 pm (UTC)
Совковое убожество: начало
23rd-Dec-2017 12:37 am (UTC)
А что такое тогда великолепие?
This page was loaded Apr 26th 2018, 3:30 pm GMT.