JeTeRaconte (jeteraconte) wrote in foto_history,
JeTeRaconte
jeteraconte
foto_history

Categories:

Анархия. Нестор Махно. Часть первая.



Захотелось рассказать о Несторе Махно... С чего бы это вдруг?
Когда - то много лет назад, снимал я скромную квартиру в городе  Запорожье, что на могучей реке Днепр... Напротив виднеется остров Хортица, где  была ранее знаменитая Запорожская сечь...
Бабуля у которой я арендовал жилье, как и многие старые люди скучала без общения и любила поговорить. Иногда просто преследуя меня и рассказывая о своем житье бытье и тех событиях, что были в ее жизни как в настоящем, так и в прошлом. Тогда мне все эти истории были неинтересны и только отвлекали. Эх расспросить бы ее сейчас, да увы, улетело время, как песок между пальцами и давно она ушла в мир иной...  Но среди всего прочего я услышал, что в добрые старые времена она была знакома с Нестором Махно и по какой - то причине, о которой она умолчала, он подарил ей ботинки. По тем временам для селянки - это царский подарок. А вот подарил просто за красивые глаза или за любовные утехи, о том она не сказала, да и не расспрашивал я ее, своих забот хватало...



Что вы знаете об этом необычном человеке? Да почти ничего... Мне он помнится по "Красным дьяволятам", где его выставляют в комическом виде. По "Хождению по мукам" Алексея Толстого, где он представлен любвеобильным и не слишком образованным главарем крестьянской бандитской вольницы, но обладающим серьезной воинской силой, как - никак взять под свое крыло Днепропетровск, в те времена Екатеринослав, не каждый может: " Придешь почистишь мне ногти ... Если сифилис... Расстреляю!"
В советской время в литературе и кинотворчестве к идеям апологета анархизма князя Кропоткина  и его последователей относились весьма скептически и показывали как сторонников хаоса и лишь в лучшем случае как ситуативных союзников, а чаще как неприглядных и аморальных, чуждых нам элементов...

(Князь является прямым потомком атамана запорожских казаков Ивана Михайловича Сулимы, заслужившего у народа добрую память тем, что он уничтожил со своим отрядом крепость Кодак, стоявшую на пути беженцев из Речи Посполитой в Запорожскую вольницу.)

Что же такое анархизм? Анархизм - (от греческого безвластье) учение обосновывающее освобождение человека от воздействия власти и главная цель которого, уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком.  Необходимо заменить сотрудничеством  власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим.  Общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности на базе  личной заинтересованности каждого участника, а все виды власти  должны быть ликвидированы.



Кропоткин и его последователь Нестор Махно были сторонниками анархо - коммунизма.
Это одно из направлений анархизма и коммунизма, целью которого является установление анархии, то есть безвластного общества - в смысле отсутствия иерархии и принуждения, где власть принадлежит самому обществу и осуществляется на принципах выборности и делегирования полномочий.
Как видите разумно, но рано, не готов человек быть Человеком.
Когда речь идет о анархо - коммунизме их идеи лично у меня вызывают симпатии, вот только не созрело общество, чтобы быть настолько сознательным и чистым помыслами, чтобы принять и воплотить  все это в жизнь.

«Мы вовсе не хотим складывать в кучу все пальто, чтобы потом распределять их (хотя даже и при такой системе те, которые дрожат теперь от холода без одежды, всё-таки остались бы в выигрыше).
Точно так же мы вовсе не хотим и делить деньги Ротшильда. Мы хотим устроить так, чтобы каждому родящемуся на свет человеческому существу было обеспечено, во-первых, то, что оно выучится какому-нибудь производительному труду и приобретёт в нём навык, а во-вторых, то, что оно сможет заниматься этим трудом, не спрашивая на то разрешения у какого-нибудь собственника или хозяина и не отдавая львиной доли всего своего труда людям, захватившим землю и машины»

Между прочим феминистки и зеленые - это тупиковые ветви от могучего дерева анархизма.

Теория анархизма предусматривает следующие принципы:

1)Отсутствие принудительной власти -  один человек либо группа лиц не будут навязывать своё мнение, желание и волю другим. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного правления.

2)Исключаются любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.


3)Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, как в интересах отдельного человека так и всего общества, против его воли.
Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться, не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.


4)Свобода ассоциаций - в обществе, организованном на анархистских принципах, возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, с равным правом определять будущее общества.
Анархисты предлагают создавать федеративные сообщества снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей.

5)Взаимопомощь - это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие - это  путь к достижению максимального результата при минимальной затрате усилий.
Взаимная помощь - естественный закон, как и взаимная борьба.
Согласно П. А. Кропоткину, дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность являются двигателями прогресса. Обостренное соперничество ведет к угасанию вида.

6)Разнообразие - залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. В то время как организация производства по принципам Форда и Тейлора, стандартизация массового производства, унификация отчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим и  способствуют разрушению окружающей среды.

7)Равенство означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.

8)Братство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.

"В Германии существовала школа писателей, которая смешивала государство с обществом, которая не могла представить себе общества без государственного подавления личной и местной свободы, отсюда и возникает обычное обвинение анархистов в том, что они хотят разрушить общество и государство и проповедуют возвращение к вечной войне каждого со всеми. Но государство — лишь одна из форм, которые принимало общество в течение своей истории."

Нестор прибыл в 1918 году в Москву, где встречался с руководителями большевиков и анархистов. В частности он увиделся с Кропоткиным, которого почитал как своего учителя. Махно хотел просить  у него советов  относительно революционной деятельности среди украинских крестьян, но последний категорически отказался их давать, заявив: «Этот вопрос связан с большим риском … и только вы сами можете его разрешить»
А вот выдержка из  мемуаров Н. Махно о разговоре с В. Лениным


Фото монтаж, но встреча была.

"— Но скажу, что ваше, товарищ Ленин, утверждение, будто анархисты не понимают «настоящего», реально не имеют с ним связи и т. п., в корне ошибочно. Анархисты-коммунисты на Украине (или, как вы, коммунисты-большевики, стараясь избегать слова Украина, называете ее Югом России) дали уже слишком много доказательств тому, что они целиком связаны с «настоящим».
Вся борьба революционной украинской деревни с Украинской Центральной радой велась под идейным руководительством анархистов-коммунистов и отчасти русских эсеров (которые, правда, имели совсем другие цели в своей борьбе с радой, чем мы, анархисты-коммунисты). Ваших большевиков по деревням совсем почти нет, а если есть, то их влияние там совсем ничтожно. Ведь почти все сельскохозяйственные коммуны и артели на Украине были созданы по инициативе анархистов-коммунистов. А вооруженная борьба трудового населения Украины с вооруженной контрреволюцией вообще и с контрреволюцией в лице экспедиционных немецко-австро-венгерских армий была начата, исключительно под идейным и организационным руководством анархистов-коммунистов.
Правда, не в ваших партийных интересах признать все это за нами, но это факты, которые вы не можете опровергнуть. Вам, я думаю, хорошо известны по численности и боеспособности все революционные отряды на Украине. Ибо неспроста же вы мне подчеркивали революционное мужество, с которым они так геройски защищали наши общие революционные достижения... Из них добрая половина находилась под анархическими знаменами. Ведь командиры отрядов Мокроусов, М. Никифорова, Чередняк, Гарин, Черняк, Лунев и многие другие, имена которых, чтобы перечесть, потребуют много времени,- они все анархисты-коммунисты. Здесь я не говорю еще о себе лично, о группе, к которой я принадлежу, и обо всех тех отрядах и вольных батальонах защиты революции, которые были нами созданы и которые не могли быть неизвестными вашему высшему красногвардейскому командованию...
Все это достаточно убедительно говорит о том, как ошибочно ваше, товарищ Ленин, утверждение, что мы, анархисты-коммунисты, беспомощны, жалки в «настоящем», хотя любим много думать о «будущем». Выше мною сказанное не подлежит сомнению, оно верно, и оно говорит обратное вашим заключениям о нас. Оно говорит всем, в том числе и вам, что мы, анархисты-коммунисты, всем своим существом погрузились в «настоящее», работаем в нем и именно в нем ищем приближения нас к будущему, о котором, да, мы думаем, и думаем серьезно...
В это время я взглянул на председателя ВЦИКа Свердлова. Он покраснел, но улыбался мне.



Ленин же разводил руками и говорил:
— Возможно, что я ошибаюсь...
— Да, да, вы, товарищ Ленин, в данном случае жестоко осудили нас, анархистов-коммунистов, только потому, я думаю, что вы плохо информированы об украинской действительности и о нашей роли в ней, -заметил я ему.
— Может быть. Я этого не отрицаю. Ошибаться свойственно каждому человеку, в особенности в такой обстановке, в какой мы находимся в настоящий момент, — твердил, разводя руками, Ленин.
И тут же, видя, что я немного разнервничался, старался по-отцовски успокаивать меня, с утонченным мастерством переводя разговор на другую тему."
Интересно, что в своих мемуарах уже за границей в Париже, Махно пишет  о том, что  всегда относился с большим уважением к Ленину, хоть и не был согласен в отдельных важных политических вопросах с ним.
Кстати,  Ленин запретил оказывать какие - либо преследования по отношению к Кропоткину... И его требование было выполнено...

В Париже...
Père Lachaise...

_SAM7486.JPG

Где - то  стоит эта памятная доска Нестору Махно...






Tags: анархисты, история, личность
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments