sazikov (sazikov) wrote in foto_history,
sazikov
sazikov
foto_history

Categories:

Строгановка на снимках Всеволода Тарасевича

Оригинал взят у sazikov в Строгановка на снимках Всеволода Тарасевича




По наводке [info]Алексея Дедушкина (спасибо ему большое) на сайте «История России в фотографиях» обнаружил целую серию снимков Всеволода Тарасевича из архива МАММ/МДФ, сделанных в 1969 году в Строгановском училище. Обстоятельства, при которых была проведена эта фотосессия, неизвестны. Могу лишь сказать несколько слов об авторе фотографий.
Всеволод Сергеевич Тарасевич (1919, Москва — 1998) — классик советской фотожурналистики. Начал публиковать снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда», ещё учась в Ленинградском электротехническом институте. С 1940 года — фотокорреспондент ленинградского отделения фотохроники ТАСС. С начала Великой Отечественной войны — фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов.
После окончания войны три года сотрудничал в газете «Вечерний Ленинград». После переезда в Москву — фотокорреспондент ВДНХ, агентства печати «Новости». Один из первых советских фотографов, кто начинает снимать на цвет (1954—1955 гг.), работы именно этого периода попали на выставку «Первоцвет» (Фотобиеннале 2008).
В 70-е декан факультета фотожурналистики Института журналистского мастерства при Московской организации Союза журналистов. Наиболее известны его работы: «Дмитрий Шостакович» (1960 г.), серия «Юрий Гагарин в самолете "Ил-18" на пути из Куйбышева в Москву» (1961 г.), «Поединок», «Край земли» и другие.



Студент Московского высшего художественно-промышленного училища.


Студенты Московского высшего художественно-промышленного училища готовятся к смотру работ.


На выставке.


На занятиях.


Без названия.


В аудитории.


В аудитории.


В мастерской керамики.


Студенты 5-го курса отделения художественной керамики готовятся к очередному просмотру своих работ.


В мастерской архитектурно-декоративной пластики.


В мастерской скульптора.


В скульптурной мастерской.


В скульптурной мастерской.


В скульптурной мастерской студенты первого курса.


В скульптурной мастерской.


Скульптор.


Магомед Кубанов.


Студент МВХПУ в скульптурной мастерской.


Студент скульптурной мастерской.


Студенты 5-го курса отделения архитектурно-декоративной пластики.


В лаборатории граверных работ.


В лаборатории художественной обработки тканей.


Без названия.


Без названия.


Без названия.


Без названия.


Доцент Н. С. Селезнев во внутреннем дворике Училища.


Ирина Субботина, студентка 3-го курса, овладевает сложным искусством лепки.


Кузнец, студент Анатолий Елизаров.


Кузнец, студент Анатолий Елизаров.


На выставке.


На выставке.


На занятиях.


На первом курсе отделения керамики учится Аюрзана Бадан из далекой Монголии.


Основа — занятия по рисунку.


Отсюда, где установлены печи для обжига материала, выходит готовая продукция студентов отделения керамики.


Подготовкой мастеров-реставраторов руководит Дмитрий Никитович Афанасьев.


Последние штрихи перед открытием выставки плакатов, посвященной 50-летию ВЛКСМ.


Практическая работа по гравированию. Отделение художественной обработки металла.


Преподаватель отделения художественного стекла Светлана Бескинская.


Просмотр плакатов.


Профессор Василий Ватагин.
В 1963–1969 гг. на отделении художественной керамики МВХПУ преподавал В.А. Ватагин — прекрасный график и скульптор-анималист. Василий Алексеевич по-отечески привязался к Строгановке: «дни свои провожу … по-прежнему в Строгановском и это дело мне продолжает нравиться — слежу за развитием молодых талантов» — писал Ватагин. В 1966 г., по просьбе ректора Училища З.Н. Быкова, Василий Алексеевич изложил свои соображения о программе преподавания рисунка в Строгановке. Его замечания радикально меняли всю методику преподавания. Ватагин писал на кафедру рисунка: «В связи с пересмотром программы преподавания рисунка, я считаю возможным внести предложения, основанные и оправданные моим 60-летним опытом работы в области рисунка и скульптуры. Я считаю необходимым разделить преподавание на этюд, как на средство всестороннего изучения натуры, и на эскиз, как на путь создания композиции художественного образа. Считаю необходимым внести в преподавание рисунка не только технику карандаша и угля, но и технику цветных мелков, кисти, пера и фломастера».


Студент из Конго и профессор Ватагин.


Профессор Виктор Петрович Калмыков.


С натуры.


Слово педагога. Преподаватель Борис Семаков.


Студент.


Студент.


Студент В. Черников на практических занятиях по макетированию.


Студент.


Студенты сами готовят свои работы к просмотру.

И в заключении, немного кино. Прежде всего, если кто еще не видел, поставлю снова документальный фильм о Строгановке 1974 года "Формула красоты".



Затем, такой любопытный ролик из ютуба, съемки в МВХПУ, сделанные студентами факультета монументально-декоративной живописи в 1968 г. Как раз по времени очень близко к снимкам Тарасевича.



И, наконец, небольшой сюжет с занятий студентов кафедры художественного конструирования. Задание по проектированию дает Ксения Андреевна Кондратьева, 1979 год.



В 1988–89 г. Ксения Андреевна стала деканом факультета Промышленное искусство. Для неё даже само образование было объектом и возможностью проектирования. Выдавая задание, она просчитывала и возможные результаты проектной работы, и критерии оценки — степень адекватности ответа. В своей группе она постоянно экспериментировала с формулировкой заданий. То это были темы с вариациями, как в джазе, то сюжетно-пластические композиции, инсталляции. Когда Ксения Андреевна проводила просмотры, то всегда старалась оценивать работу с нескольких позиций: графическая форма подачи, осведомленность студента о современных направлениях и тенденциях, но самое главное, она всегда ставила оценку за проектную идею. За этим, по ее убеждению, стоит способность педагога даже на ранней стадии видеть потенциал любого проектного предложения. Она учитывала и возможность проектного ответа, идущего вразрез с заданием — если это было талантливо, то студент мог рассчитывать на оценку выше утвержденной. Так случилось однажды, в 1994 году, с проектом «Светильника для нагваля» студента второго курса из группы В.В. Павлюка. Это было время увлечения эзотерикой и текстами Карлоса Кастанеды. На планшетах была изображена некая структура с лампами, потом она же на темном фоне в окружении странных пляшущих существ, напоминающих членов кафедры. Оценив идею и юмор, Ксения Андреевна поставила «6».

Использованы материалы из книги "Строгановка: 190 лет русского дизайна", М., 2015.
Tags: 1960-е, история Москвы, история СССР, фотографии
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments