Игорь Глуховский (gluhovski_igor) wrote in foto_history,
Игорь Глуховский
gluhovski_igor
foto_history

Categories:

Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА : Советская борьба против пьянства и алкоголизма

Штирлиц считал, что запоминается всегда последняя фраза. Прав он или нет, но факт, что из всех массовых кампаний против алкоголизма в СССР, мы все больше всего помним последнюю – 1985 года. Однако и до неё власти СССР как могли вели тяжёлые позиционные бои на фронтах алкоголизации и деградации советского населения.




Так, 19 июня 1972 года в СССР был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». А 30 ноября того же года был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «о внесении дополнений и изменений в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы РСФСР». Второй указ усиливал ответственность за «доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения» и «управление транспортными средствами в состоянии опьянения». Нет смысла объяснять, что коли уж даже уголовный кодекс отредактировали по этим пунктам, то это была проблема в масштабах всего государства. Также Указ № 639 определял ответственность «за нарушение правил торговли спиртными напитками», «за распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде», за изготовления алкогольной продукции дома и т.д.

И хотя данные указы касались только РСФСР, так или иначе масштабная кампания началась по всей стране. Естественно, очень важную роль в этой борьбе уделялась пропаганде и агитации и, в первую очередь, визуальной пропаганде.

Как известно, важнейшим из искусств для большевиков было кино (роль цирка – дебатируется). Поэтому, естественно, в первую очередь на антиалкогольные указы отреагировал советский кинематограф.



Правда, не художественный, а документальный.



Тут дело, видимо, в том, что производство художественного фильма куда более затратно – и по времени, и по финансам (например, антиалкогольная комедия «Сто грамм для храбрости» вышла только в 1976 году).



Кстати, вы обратили внимание на аннотацию фильма «Ответственность»? «В 12 лет мальчик попал в вытрезвитель». Это не художественный вымысел. Это советский документальный фильм. И мальчик – не обитатель американской ночлежки («американская ночлежка» – хрестоматийный штамп советского агитпропа в рассказах о США), а советские пионер. И фильм этот снят, чтобы показать тенденцию массового детского пьянства в СССР. А то, что это было массовое явление – подтверждает не сам фильм, а Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639.

Поскольку детское и подростковое пьянство к началу 70-х в СССР стало огромной проблемой, кинематографисты привлекли и средства, ориентированное на молодёжь и детей – мультики.



Это были т.н. «мультфильмы для взрослых», но в СССР дети были готовы смотреть любой мультик.



Для создания антиалкогольных фильмов привлекли и режиссёров соцстран. Польский режиссёр Марек Пивовский снял жуткий фильм «Штопор» – это было нечто за гранью, показывавшее, до какого скотства мог допиться человеку. В другое время этот фильм могли бы даже признать антисоветским. Но коли есть Указ, значит это дело правильное.



Ну и конечно обрушился на алкоголиков и пьяниц всесоюзный юмористический журнал «Крокодил».



Тема пьянства вообще была довольно популярной в этом журнале, но после июньского Указа она стала более насыщенной и злой.





Художник постарались изобразить пьяниц настоящими ублюдками. Но, не забудем, что это ведь были советские люди, доведённым до этого состояния самой Системой.



«Крокодил» не ограничивал себя только карикатурами, а для такой темы стал публиковать и фотографии.



Но карикатуры, конечно, превалировали.















Для более молодых, кто не в курсе – 3,62 и 4,12 – это стоимость бутылок водки.



Заодно пнули и импортную алкогольную продукцию. В самом деле – не только же родная отечественная «беленькая» доводила советских людей до алкоголизма. Хотя мне, например, трудно представить, что советские рабочие спивались, налегая на CAMUS или MARTINI.



Всё верно – после смены рабочие бухали. Почти поголовно. А что ещё было делать?



Опять же, тут для молодых и не совсем понимающих нюансы. Иной раз предприятие увольняло таки (с огромным трудом) алкаша, но характеристику ему давало самую лучшую. Ну вот как на карикатуре – это не водка, а томатный сок.



Забавно, но тема тяжёлого понедельника появилась не во времена «офисного планктона».



Там в углу сидит «Кефир», если кто-то не может прочитать надпись. Это безусловно дикое явление в советском кафе – чтобы посетитель не употреблял алкоголь.









Это о ночной подпольной торговле водкой. Кстати, каждый советский человек знал, где ночью купить водку. А вы знаете? Конечно – у таксистов.



А ведь это типовой советский человек. Ну не то чтобы единственный типаж. Но весьма распространённый.



Это – антисоветская пропаганда? Нет – это карикатура в советском журнале «Крокодил» за 1972 год.





Ну и закончим на этом, наверное.

Нечего и говорить, что все этим миллионы рублей, брошенные на борьбу с пьянством и алкоголизмом, не принесли желаемых результатов. И к 1985 году доклад учёных Новосибирского Академгородка – который, собственно, и дал старт новой, и последней, антиалкогольной кампании в истории СССР – констатировал, что алкоголизм и пьянство стало ещё более масштабным явлением, чем в 1972 году, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 639 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма».


[источник]
https://newsland.com/user/4297805012/content/sovetskaia-borba-protiv-pianstva-i-alkogolizma-ili-stroiteli-sotsializma/5728184




Tags: СССР
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments