y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Categories:

Гибель "Святого Иштвана"



Зарубежная военно-морская литера­тура изобилует обстоятельными и под­робными описаниями катастрофы с «Сент Иштваном» (SMS Szent István), однако, несмотря на огромное количество мемуаров и иссле­довательских работ, до сих пор точно не ясно, как в реальности могла произойти встреча итальянских торпедных катеров с австрийскими дредноутами. Затрудня­ет ответ на этот вопрос то обстоятель­ство, что все официальные бумаги шта­ба командующего флотом (Flotten-kommando Akten), хранившиеся в Поле, после подписания перемирия бесслед­но исчезли.


Линкор "Святой Иштван"
«Сент Иштван» был австро-венгерским линкором (дредноутом) типа «Вирибус Унитис», названый в честь венгерского короля, сделавшего христианство официальной религией Венгрии. Стал первым кораблём, на котором в главной орудийной башне были установлены сразу три орудия главного калибра.
Корабль был спущен на воду 17 января 1914, но имя «Сент-Иштван» получил 13 декабря 1915. Первоначально Военно-морской департамент предложил имя «Хуньяди» (SMS Hunyadi) в честь известного венгерского полководца и героя войн с османской Турцией, но эрцгерцог Франц Фердинанд, который был ярым противником венгерского сепаратизма, потребовал дать кораблю имя «Лаудон» (SMS Laudon). В конечном счёте сам император утвердил имя «Сент-Иштван».

Флаг корабля
Общая длина линкора «Сент-Иштван» достигала 152,18 м при ширине 28 м и осадке 8,6 м. Стандартное водоизмещение составляло 20008 т, полное — 21689 т. «Сент-Иштван» был вооружён 305-мм главными орудиями 45 калибра типа K 10 в четырёх турелях (по три орудия на турель). Вторичным вооружением являлись двенадцать 150-мм орудий 50 калибра типа K 10, установленные в казематах. Ещё столько же 66-мм орудий 50 калибра типа K 10 располагались на верхней палубе на открытой местности, три 66-мм таких же орудия ставились на верхних турелях для противовоздушной защиты. На линкоре были четыре торпедных аппарата: носовой, кормовой и два бортовых. Запас торпед — 12 штук.

Известно, что Верховное главно­командование австро-венгерской ар­мии планировало грандиозную наступа­тельную операцию на сухопутном фрон­те в Италии. Назначенное на 15 июня 1918 года одновременное наступление войск на всем участке от Тирольских Альп до устья Пиаве должно было при­нести двуединой монархии долгождан­ную победу.

Причем мощный удар с суши плани­ровалось провести в сочетании с подоб­ным же ударом во фланг с моря, что при благоприятном стечении обстоятельств могло поставить Италию на колени. Од­нако в итоге амбициозный замысел по­терпел полный провал. Перешедшая в наступление армия так и не смогла достичь решительного успеха на фронте. Флот же вообще не оказал сухопутным войскам никакой поддержки, а вместо этого был привлечен к крайне несвое­временной операции против Отрантского противолодочного барража. Как во­обще оказалась возможной подобная вопиющая несбалансированность меж­ду действиями армии и флота в столь решительный момент?

Мемуарные и документальные источ­ники по истории австро-венгерского флота обычно приводят при объяснении действий командующего флотом Хорти два довода. Во-первых, потери австрий­ских и германских подводных лодок на заграждениях барража, где союзники воздвигли мощную преграду из сетевых заграждений и минных полей, прикры­ваемых патрульными дрифтерами, тре­бовали его скорейшего прорыва. Во-вто­рых, выход в море всех наличных сил флота признавался совершенно необхо­димым для поднятия боевого духа эки­пажей застоявшихся в базе тяжелых ко­раблей.

Хорти (справа) на капитанском мостике
«Мне было ясно, что лучший способ восстановить дисциплину на флоте, -писал в своих воспоминаниях Хорти, — это повести корабли в бой — точка зрения, вполне разделяемая — я это твердо знал — моими коллегами в германском флоте. Матросы, которые еще не слы­шали гневных раскатов залпов, должны были стряхнуть с себя оцепенение. Я решил поэтому вывести флот в море и снова предпринять попытку прорыва блокады у Отранто.
В этой операции должен был принять участие весь флот, поскольку было совершенно ясно, что после 15 мая 1917 года (в этот день ав­стрийские легкие крейсера «Сайда», Новара» и «Гельголанд» нанесли удар по патрульным судам Отрантского бар­ража.) противник бросит в бой свои броненосные крейсера для того, чтобы хотя бы перехватить наши силы на отходе. Я считал, что наш флот будет способен окружить и уничтожить их».

Теперь слово биографу Хорти О.Рюттеру: «Получив разрешение от адмира­ла Кейля, он начал строить планы и по­святил в них только 12 ближайших офи­церов. Однако даже в этом случае нельзя исключать возможность утечки информации. В составе австро-венгер­ского флота не имелось штабного кораб­ля, как это было заведено у германско­го союзника в Вильгельмсхафене, на котором производилась вся разработка секретных операций флота. Хорти раз­рабатывал свои планы в стенах его соб­ственной каюты на «Вирибусе Унитисе», где имелся единственный стол подходя­щих размеров, чтобы разложить на нем все оперативные карты. В течение слу­жебного дня требовалось его постоян­ное участие в решении множества теку­щих вопросов, так что совещания обыч­но проходили ночью, и даже если ни один непосвященный не мог слышать, о чем именно там говорилось, все равно было ясно, что что-то замышляется. Ито­говый план заключался во внезапной атаке на пролив силами крейсеров и эсминцев, в то время как обеспечиваю­щие их линкоры должны были при­крыть последующий отход (легких сил) активными действиями против любых кораблей противника, которые могли выйти наперехват из Валоны или Бриндизи. Все корабли, привлеченные к участию в опе­рации, должны были занять ис­ходные позиции к атаке на рас­свете 11 июня».

В общем, утечка информации на противоположный берег Ад­риатики отнюдь не исключает­ся — тем более, что новость о немедленном приказе о возвра­щении из увольнения моряков флота в течение 4 — 6 июня об­летела все далматское побере­жье. Привлекло внимание и то, что с тяжелых кораблей начали свозить горючие материалы и предметы, не обязательные в боевом походе. Впрочем, воз­можно также, что это могла быть и дозированная хитрость, при­мененная австрийцами для от­влечения внимания противника от приготовлений своей сухопут­ной армии.

Члены экипажа на физической гимнастике
И все же, несмотря на веские подозрения в том, что план го­товившейся операции вполне мог стать известен противнику, оценка всех обстоятельств в реально последо­вавшей цепи событий приводит к заклю­чению, что фатальное столкновение мо­гучих дредноутов с крошечными итальянскими торпедными катерами все-таки было делом случая...
Все четыре дредноута составляли единую группу поддержки легких сил. В соответствии с требованиями наиболь­шей скрытности, они должны были по­кинуть Полу двумя парами.
Первыми вышли в море «Принц Ойген» и флагманский «Вирибус Унитис», на борту которого находился командую­щий контр-адмирал Хорти со всем шта­бом флота.

На корабль также были пре­дусмотрительно приглашены журналис­ты - их главной задачей являлось под­робное освещение в прессе предстоя­щей победы Хорти, а также киносъемоч­ная группа. Корабли покинули рейд днем 8 июня, как будто намереваясь провес­ти обычные учебные стрельбы в канале Фазаны. Ночью они проследовали вдоль далматского побережья к заливу Таджер, где укрылись на светлое время суток. В течение следующей ночи отряд совер­шил еще один переход в небольшой от­даленный залив Слано, к северу от Рагузы.
Второй отряд, состоявший из «Сент Иштвана» и «Тегетгофа», сопровождали один эсминец и шесть миноносцев. Они снялись с якоря 9 июня, в 22.15, и долж­ны были идти тем же маршрутом. У вы­хода из гавани Полы выяснилось, что входные боны не разведены, и это выз­вало задержку примерно на три четвер­ти часа. Выйдя, наконец, в море, отряд вскоре был вынужден снизить эскадрен­ный ход с 16 до 12 узлов, поскольку на «Сент Иштване» стала сильно разогре­ваться группа турбин правого борта. Для приведения температуры в норму сде­лали все возможное и невозможное — и скорость удалось увеличить до 14 узлов.

Задержки привели к тому, что к момен­ту роковой встречи с итальянскими ка­терами отставание отряда от графика движения достигало уже полтора часа. Итальянская группа состояла из тор­педных катеров MAS-15 (командир А.Го­ри) и MAS-21 (командир Дж.Аонцо), ко­торой командовал Луижди Риццо, шед­ший на MAS-15.
Интересно, что Риццо незадолго до этого отсидел семь суток в военной тюрьме за непринятие долж­ных мер для обеспечения безопасности базы своих катеров в Анконе, несмотря на то, что получил своевременное предупреждение о возможном нападении австрийской десантно-диверсионной группы. И темпераментный сицилиец, видимо, горел желанием немедленно восстановить свою пошатнувшуюся ре­путацию в бою.

Торпедный катер серии "А"
Катера вышли из Анконы в пять ча­сов пополудни 9 июня на буксире мино­носцев №15 и №18 — мера, предприни­мавшаяся с целью экономии топлива, требовавшегося для ночного оперирова­ния в прибрежных далматских водах. Сначала Риццо приказал осуществлять поиск целей между островами Груция и Сельве. Именно в этом районе проле­гал отрезок обычного маршрута австро-венгерских пароходов от Фиуме до Каттаро, поддерживавших снабжение Ал­банского фронта.

Второй его приказ вызвал некоторое удивление у экипажей обоих катеров: Риццо распорядился про­вести траление мин на 30-метровых глу­бинах. До сих пор неясно: зачем катер­никам надо было заниматься вылавли­ванием мин в прибрежных водах против­ника? Единственное разумное предпо­ложение — итальянское морское коман­дование задумало начать подводную кампанию на путях следования австрий­ских боевых и вспомогательных кораб­лей на пути из Фиуме и обратно.

«Сент Иштван» в порту
На исходе ночи итальянские катера двинулись на рандеву со своими мино­носцами, которое должно было состо­яться между 3.00 и 4.15 утра. В 3.15 Риц­цо заметил дымы с правого борта и не­медленно отдал приказание изменить курс навстречу приближавшимся кораб­лям. Его катера проскользнули между австрийскими миноносцами охранения, и в 3.25 MAS-15 выпустил с дистанции около 800 м обе свои торпеды, попав­шие точно в середину корпуса головно­го «Сент Иштвана». Второе котельное отделение линкора быстро наполнилось водой, и он получил крен в 10° на пра­вый борт.

Катер MAS-21 атаковал «Тегетгоф», но попаданий не последовало. Сразу после пуска торпед итальянским кате­рам пришлось спасаться от погони ри­нувшегося на них миноносца охранения №76, для чего прямо под форштевень корабля-преследователя был сброшен весь наличный запас глубинных бомб, в то время как механики обоих суденышек пытались выжать все возможное из их моторов. «Тегетгоф» вышел из строя вправо и пошел зигзагом — очевидно, на нем ожидали, что тотчас после стреми­тельного нападения катеров последует торпедная атака из-под воды. Экипаж охватила паника. Со всех постов наруж­ного наблюдения поступали доклады о перископах воображаемых подводных лодок.

Катер MAS в море
В ответ и вся легкая артиллерия линкора немедленно открывала ураган­ный огонь в указанном направлении. И только более чем через час, в 4.45, «Те­гетгоф» предпринял попытку взять сво­его смертельно раненного собрата на бук­сир.

К этому моменту турбины на «Сент Иштване» были уже остановлены, а крен уменьшен до. 7° контрзатоплением соот­ветствующих отсеков и погребов вспо­могательной артиллерии. Линкор малым ходом повели в залив Бргульджи. Попа­дания пришлись в район поперечной во­донепроницаемой переборки, разделяв­шей оба котельных отделения. Течь усу­гублялась конструктивной слабостью, вызванной многочисленными отверсти­ями для прохода трубопроводов, возду­ховодов и электрокабелей. Носовое ко­тельное отделение также постепенно заполнялось водой. Крен снова начал расти, что повлекло за собой выход из строя средних и правых котлов, так что в действии оставались лишь два котла левого борта. Корабль почти полностью лишился энергии — это вызвало оста­новку всех насосов, а электричества едва хватало для поддержания освеще­ния.

Чтобы хоть как-то уменьшить нарас­тавший крен, боезапас первой подачи выбросили за борт, а 305-мм башни раз­вернули на противоположный борт (Не вполне ясное решение, поскольку орудийные башни дредноута проектировались уравновешен­ными относительно центра, в противном же случае бортовой залп был бы попросту невозможен).
Все попытки аварийной партии заве­сти на пробоину пластырь окончились не­удачей. Остановка насосов и слабость клепаных швов переборок вели к тому, что отсек за отсеком постепенно запол­нялся водой.

Крен продолжал расти, и вскоре порты вспомогательной артилле­рии правого борта погрузились в воду. Надежда взять погибающий дредноут на буксир и посадить его на мель у берега окончательно растаяла. Был отдан при­каз оставить корабль.







Гибель дредноута
В 6.05 «Сент Иштван» перевернулся. Державшиеся силой тяжести на своих погонах трехорудийные башни сразу вывалились из корабля и пошли на дно, а спустя семь минут за ними последовал и наполнившийся во­дой корпус. Кораблями сопровождения было подобрано 1005 человек экипажа линкора, еще 89 (в том числе кочегары, отрезанные водой в низах) утонули вме­сте с дредноутом.

Когда командующий флотом Хорти, находившийся на борту «Вирибуса Унитиса», получил сообщение о гибели «Сент Иштвана», он распоря­дился отменить операцию, поскольку ре­шил, что она уже не составляет секрета. Все корабли вернулись в свои базы.

Спасательный катер у затонувшего дредноута
Командир итальянских катерников Риц­цо королевским декретом от 22 июля 1918 года за эту победу был удостоен второй золотой медали и рыцарского креста Во­енного ордена (Первый комплект наград он получил за потопле­ние австрийского броненосца береговой обороны «Вена» полгода назад — в ночь с 9 на 10 декабря 1917 года). Гордые подвигом свое­го соотечественника итальянцы после войны поместили катер MAS-15 для все­общего обозрения в римском «Мусео ди Рисорджименто», где он находится до сих пор.

Статья в итальянской газете

...Один из портных Полы, специализи­ровавшийся на заказах униформы для ав­стрийского флота, сокрушался впослед­ствии, что в ожидании победоносного воз­вращения флота из Отрантского пролива он поторопился изготовить тысячу новых ленточек для бескозырок матросов «Сент Иштвана». И этот невостребованный ат­рибут с названием злосчастного дредно­ута до сих пор наиболее часто встречает­ся в коллекциях собирателей редкостей, относящихся к истории австро-венгерс­кого флота.




Tags: 1910-е, Военная история, Первая мировая война, история Австрии, история Венгрии, катастрофы, флот
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment