Παγκράτιο (mu_pankratov) wrote in foto_history,
Παγκράτιο
mu_pankratov
foto_history

Category:

Керженец. Скит Смоляны.

Оригинал взят у mu_pankratov в Керженец. Скит Смоляны.
Хочу вам предложить, прекрасный (как всегда-)) рассказ и фоторепортаж из Керженских мест, Нижегородской области от Антона Афанасьева. (ссылка в конце)

Смоляны (Смолины, Смольяны) или Старый Керженец – один из первоначальных скитов по правому берегу Керженца, в местности, что исстари звалась Монастырщина. Располагался скит в глухом лесу, на болотистой местности, в самых верховьях небольшой реки Высокой...
Здесь, между современными деревнями Ларионово и Труново (предположительно в 1656 году) поселились семь бояр, в числе которых были: Семен Салтыков, Ефрем Потемкин и Спиридон Потемкин. Не устраивало бояр то, что Алексей Михайлович, царь Всея Руси, пошел на поводу у нового патриарха Московского Никона...


Часовня Тихвинской иконы Божьей матери в скиту Смольяны. Начало XX в

Существует предание, что именно боярские старообрядцы образовывали скиты по Белой Санохте. Гидроним «Белая» иной раз произносят как «Беглая» - здесь мол, люд селился беглый, ушедший в леса от тягла. Название же деревни Ларионово постоянно встречается в документах, связанных со старообрядчеством. Так, в 1713 году боярский человек Лаврентий Баторов подал два доносительных письма, в которых писал:
«Керженской волости Казанской губернии Балахнинского уезда есть починки Ларионов, Семенов и многие другие, а между тех починков лес и по тому лесу селются всякого чина люди, сходцы с Москвы и с разных городов… Податей никаких не платят», а идут они в те края «от брадобрития».



В Смольянах производилось первоначально перемазывание беглых священников. Позже перемазанский центр переместился на Ветку.
Своё название «Смольяны», скит получил по названию Смоленского Бизюкова монастыря, откуда в края наши прибыли вышеозначенные бояре да дворяне, так утверждают историки.
Однако, молва народная утверждает, что скит назван Смольянами потому, что все иноки этого скита, а их было сорок, наотрез отказались принять реформы церковные, новины Никона-антихриста. Для их устрашения в 1666 году сначала был казнен инок Ефрем «на глазах» у всех. Однако на других это не возымело никакого «положительного» действия. Они продолжали упорствовать в вере своей, утверждая, что Ефрем был прав: Никон и есть антихрист, а все нововведения его – от сатаны и привезены в Россию от римлян да латинян.
Менялись настоятели скита, но не менялись их убеждения, а потому в 1694 году, всех «упрямцев» скита собрали в срубе деревянном, облили смолой древесной и «засмолили» их, сожгли заживо. Вот потому и скит назвали – Смольяны. Здания обителей старцев да кельи их разрушили нехристи и удалились уверенные, что все покончено. Однако, миряне с окрестных поселений извлекли останки страдальцев и с великими почестями совершили погребение по всем христианским канонам, как невинно пострадавших...


Читать целиком- http://www.semibratskaya.ru/skit_smolyany

Фото А.Афанасьева
Tags: староверы
Subscribe

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments