Призыв македонянина. (serg_slavorum) wrote in foto_history,
Призыв македонянина.
serg_slavorum
foto_history

Category:

Ассирийский Патриарх и ассирийский народ.

Оригинал взят у serg_slavorum в Ассирийский Патриарх и ассирийский народ.
свита.jpg
Обычно указывается, что на этом фото изображён ассирийский патриарх Беньямин Мар Шиммун XIX со свитой. Как в русскоязычных источниках, так и в англоязычных (см. подпись сверху на английском - "персидский несторианский архиепископ, его охрана и свита"). На самом деле на фото не Мар Беньямин, а его отец шамаша Ишай (дьякон Иессей) во время визита в Урмию (1895 год), в ходе которого , он и скончался из-за болезни, и был похоронен в крипте, примыкающей к исторической церкви Март Марьям в Урмии.

Мой перевод главы из книги  Сурмы д’Бет Мар Шиммун (сестры патриарха-католикоса Мар Биньямина Шиммуна XXI) «Традиции Ассирийской Церкви и убийство Мар Шиммуна»

Глава IX. Патриарх и народ. Диван Патриарха. Отношения с турками. Наши отношения с курдами. Фирман пророка Мухаммеда, пожалованный Патриаршему Дому.

Патриарх и народ.

Существовал обычай, по которому патриарх каждые три года своего патриаршества должен был посетить шесть племён, независимых от турецкого правления. Оповещение о его прибытии производилось днём ранее, так, чтобы люди могли собраться на встречу и салютовать из ружей.



Священники и диаконы должны были идти впереди Патриарха, исполняя гимны с музыкальным сопровождением на кимвалах и размахивая кадилами. Он останавливался в гостях в доме раиса или священника. В каком бы доме Патриарх не остановился на ночь, там должно было поддерживаться постоянное освещение, а перед дверью покоев выставляться охрана, хотя ему и нечего было опасаться. В каком бы доме Патриарх не гостил, все, кто приходил к нему на встречу издалека, должны были быть приняты в этом доме (порой даже количество гостей могло быть до 200 человек).

Когда Патриарх прибывал, например, к границе земель Тхума, малик этой страны брал у слуги серебряный кубок с водой, демонстрируя таким образом, что с этого времени он будет прислуживать Патриарху. Когда Патриарх пересекал границу земель Тйаре, малик Тхумы передавал кубок малику Тйаре.

Диван (Divan) Патриарха.

Патриарший Дом находился в Кудшанисе. Официальные часы приёма были в 7 часов утра после утренних молитв и в 5 часов вечера после вечерних молитв. Последний приём (или оба) обычно именовались Кофейным Диваном.
Патриарх принимал в большой комнате. Все, желающие подать прощения или выразить почтение и благодарность, должны были быть приведены в комнату, опуститься на колени и поцеловать его руку, после остаться стоять. Патриарх мог позволить сесть и закурить сигару. Слуга приносил кофейницу, другой поднос с чашками, после чего предстоятель начинал разговор. Диван мог длится час, это формальный старый обычай, патриарх принимал посетителей и в другое время.

Патриарший Дом был гостеприимен не только для ассирийцев, но и для курдов, турок, евреев, езидов, персов, европейцев и т. д. Число принимаемых в течение года гостей могло достигать тысяч. Пшеница для изготовления хлеба обычно доставляется из деревень мулами, специально предназначенными для этой цели; другая еда доставлялся из ближайших деревень. Слуги в Патриаршем доме принадлежали к главенствующим фамилиям – такие как диакон Петрос из База, племянник малика База, Шамаша Хану из Диза и т.д. Они пожертвовали всеми своими личными интересами ради служения Патриарху и занимали посты управляющего Домом и управляющего вышеупомянутыми деревнями. Действительно, служа верой и правдой в течение 40 лет, они стали истинными друзьями, скорее родными людьми, нежели слугами. Точно такими же были наши писцы (cекретари) Каша Ишу из Тхумы и Шамаша Давид, позднее рукоположенный в епископы Урмии.

У нас были и слуги – курды из добрых семей: Ахмад из племени Артуш (Artush), кузен тамошнего аги и Фхату (Fhatu) из племени Пиняниш (Pinyanish) и другие; они были верными и преданными. Один из них продемонстрировал это. Однажды слуги отправились в Ван с мулами купить кукурузы. На рынке их задержал турецкий юзбаши (Yuzbashi, т.е. сотник). Юзбаши хотел силой отобрать мулов, но слуга – курд Омар отказался, вступил драку и разбил тому голову. Слух о произошедшем дошёл до Вали, который узнав подробности произошедшего, повелел слуг отпустить восвояси.

Отношения с турками.

Численность ассирийского народа из – за притеснений и преследований в течение веков, начиная со времён Тамерлана, уменьшилась с миллионов человек до тысяч. Многие из них оказались рассеяны по различным странам: по Европе или Америке, от озера Ван до Бейрута и от Вана до Мосула. Сектантство разделило этот народ, и он стал известен под различными именами: маронитов, яковитов, халдеев, несториан. Большая часть народа оказалась по турецко – персидским игом. Часть, именуемая ассирийцы – несториане, поселившаяся в горах Курдистана, географически находясь в Турции, жили по собственным законам, как было описано выше. Шесть независимых племён: Тйаре, Тхума, Джилу, Иштазин (Ishtazin), Баз и Диз. Крупнейшая деревня этих племён была Aшита, с 6 тысячами человек жителей.

Другая часть ассирийцев находилась под властью турецкого закона. Но эти племена были независимы:

l. Они никогда не служили в армии под властью турецких офицеров.
2. Турки никогда не облагали таможенными пошлинами их торговлю маслом, табаком и мёдом, в отличие от жителей Мосула или Вана.
3. Турки никогда средин них не проводили переписи и не знали их количества
4. Размер дани, которую от них требовалось платить туркам раз в три года, оценивалась ими самим письмом от патриарха. Но никогда турки не совались в Независимую страну.

В 1895 году турецкая армия подступила к Хальмуну и Герамуну, требуя от них дани; сейчас эти деревни расположены рядом с землями Тйаре. Мужчины племени Тйаре вышли и бились с ними, и турки принуждены были отступить, бросив свои палатки и снаряжение. В 1897 году батальон в 400 штыков шёл из Мосула в Башкалу; они неожиданно оказались на землях Тйаре и отказались уйти, тогда мужчины племени Тйаре захватили офицерские сабли и много ружей, и те принуждены были просить пощадить их жизни.

Затем турки написали Мар Шиммуну ("Господин Симон", имя всегда принимаемое Патриархами), Патриарху, прося его вернуть им их оружие. Он удовлетворил их просьбу и послал людей, чтобы обеспечить их безопасное сопровождение. В другой раз турки имели подобный же печальный для себя опыт в Тхуме – были побиты. В 1910 году шейх Барзана и его семья получили убежище в Тхуме, и люди из Тхумы обеспечили им безопасность и отказались выдать прибывшим за ними туркам. Турки требовали отдать им свинцовую шахту на землях Тйаре, но им всегда отказывали. В 1870 году Вали Паша пригласил Патриарха, всех маликов племён и других руководителей ассирийцев в свою резиденцию в Ван. Он полагал, что двойное церковное и светское управление непосильная ноша для одного человека, и Беньямин Бег, отец Патриарха Рувиля Мар Шиммуна мог бы рулить всеми светскими делами совместно с жандармерией из независимых племён, платить налоги, советуясь по всем вопросам с Вали. Церковные вопросы остались бы в ведении Патриарха. Племена поняли что это была уловка, направленная на подрыв их независимости; посоветовавшись друг с другом, они не согласились с разделением управления, говоря: «Мы будем жить и умрём под властью нашего Патриарха и согласно нашим законам и не будет иного владыки над нами». И это не было сделано!

Патриарх всегда был известен как князь, управляющий своим народом свободным от турецких законов. Он получал от султана ордена Меджедие II и III степени. Когда у него возникали конфликты с Вали или Мутессарифом (Mutessarif), его жалобы учитывались вышестоящими турецкими начальниками, и чиновник мог быть снят с должности или перемещён. Также если Патриарха приглашали участвовать в заседаниях местных органах власти (Ван или Диза), его встречали с военным оркестром и приветствиями по восточному обычаю. Кемаль – паша принимал подобным образом Мар Рувиля Шиммуна. Беньямин Мар Шиммун не только получил ордена Меджедие II и III степени, но в 1913 году ему был пожалован орден Османие.

Шесть племён.

Шесть племён обычно контролировали окрестные земли такие как Ливан (Liwan), Тал, Ку (Ku), Гавар (Gawar), Нижний Бервар (Lower Berwar) и т. д. Без этих районов им было недостаточно пищи для себя и пастбищ для их овец.

Я должна отметить, что некоторые турецкие чиновники защищали наш народ и не делали различий между христианами и мусульманами. Такие как Хайдар Бег, бывший каим – макам Диза, Камиль – паша и другие. Но люди таких качеств потеряли своё положение.

Во время Великой войны две женщины из племени Тхума, похищенные турками в Мосуле, были возвращены нам. По возвращении мы спросили у них, в каких условиях они содержались. Те отвечали, что Хайдар Бег был добр и приказывал хорошо с ними обращаться, но его подчинённые были настроены враждебно.

Это пример того, что в основном имело место быть.

Наши отношения с курдами.

Курды вполне признавали факт главенства и независимости ассирийцев в Хаккяри: например, ага Селаи (Selai) района к северу от Джуламерка избирался вождём Верхнего Тйаре и письмо о своём выборе тот посылал Патриарху, который обратным письмом к Каим – макаму района уведомлял об утверждении аги. Независимый выбор аги людьми Селаи или назначение их вождя Каим – макамом в Джуламерке были неслыханным делом.

«Мира» южного Бервара избирали в Нижнем Тйаре, пограничном христианском районе, и малики с другими предводителями спускались в Бервар для его официального утверждения в должности. Этот местный обычай был известен под названием «Думирана» (Dumirana) – старое курдское слово, обозначающее вождя. Аналогичный порядок выбора «Мажвара» (Majwar, подчинённого вождя) существовал в некоторых курдских деревнях, граничащих с христианской областью Тхума, руководителей которых выбирал и утверждал тхумский малик; в области Дизан (Dizan), граничащей с Верхним Тйаре, был такой же обычай выбора мажвара и раиса, ответственных за поддержание порядка – их утверждал в должности христианский малик, а не курдские соплеменники.

Курды в свою очередь не имели никакого отношения к выборам малика и других начальников среди ассирийцев. Эти оседлые курды подчинялись всем обычаям нашей страны, имея, конечно, полную свободу исповедовать свою религию.

В нередких случаях войн между курдами и христианами, патриарх обычно собирал предводителей противоборствующих сторон, либо в своей Патриаршей резиденции, либо в каком другом удобном месте. Эти «мирные конференции» проводились в такой манере: Патриарх, с несколькими выбранными советниками занимал свое место в приемной, а затем в помещение заводили руководителей двух соперничающих фракций, и каждая сторона занимала свое место в комнате, в тишине. Тогда Патриарх вставал и начинал свою речь - о необходимости мира, по существу вопроса спора, и так далее, и, наконец, повелевал им «даровать мир друг другу», то есть обменяться мирным приветствием, предполагающим дружбу и примирение. Потом поднимались представители обеих сторон и торжественно «даровали мир друг на другу», после чего им позволялось сесть, как им нравиться, обменяться сигаретами, выпить вместе кофе и так далее. После чего Патриарх объявлял, кто должен возместить ущерб другой стороне, или о том, что, возможно, дело может быть решено без такого возмещения, согласно заранее приготовленным договорённостям. Заготавливались письма, в которых указывалось, что в такой то день такие то племена встретились и примирились одно с другим. Документы заверялись Патриаршей печатью и руководителями обеих сторон.

Если когда-либо патриарх был гостем в курдской семье, его он неизменно встречали со всеми почестями, курдский вождь выдвигался на встречу со всеми своими всадниками, приветствовал и провожал до дома.

В случае междоусобицы между двумя курдскими кланами, обычным делом было позвать патриарха, чтобы выслушать его совет, или в качестве арбитра. Мы приведем пример, который произошел около шестнадцати лет назад. Гаджи-бек Ага из Артошнаи Кочарс (Artoshnai Kochars), пришел просить помощи Беньямина Мар Шимуна, в своем стремлении к примирению с Шекиром Агой, лидера «оседлых курдов» из того же рода. Патриарх спустился в область Ливан, позвал обоих предводителей на встречу и примирил их. Опять же, в 1910 году, патриарх собрал и помирил два враждебных партии джуламеркских курдов в своей приемной, и можно было бы привести столько примеров подобных же фактов. Для краткости, однако, достаточно сказать, что главенство христианского начальника над христианскими районами Хаккяри и курдами, жившими там, признавалось всеми, и наши отношения с нашими курдскими соседями в целом были дружественными.

Естественно, войны и проблемы имели место быть. Примерно семьдесят пять лет назад обычная местная ссора переросла в большое бедствие. У некоторых местных курдские вождей, правивших у Джуламерка, среди них Нурулла Бег, был спор с нами по поводу контроля над определёнными поместьями и церквями; завязалась борьба, и так как они знали, что не смогут одолеть нас своими собственными силами, то призвали Бадрхана из Бохтана и все племена курдов. Таким образом, они начали всеобщую войну против нас. Наши ассирийские соплеменники действовали наиболее неблагоразумно, не оказывая друг другу поддержки, не согласовав взаимную оборону; поэтому мы были разбиты, и произошла страшная резня, не только воинов, но и женщин и детей.

Мар Абрахам, будущий Патриарх, бежал в Мосул, где нашёл убежище в доме британского консула и обратился к Британии за помощью [Консулом был Хормиз Рассам, известный как пионер ассирологии. Послом, оказывавшим ему поддержку в Константинополе и добившимся необходимых приказов от Султана, был Стратфорд Канниг – примечание Виграма Эйнджера Виграма ]

Через два года после резни, Нурулла Бег предложил Патриарху примирение, но Патриарх отказался. Он объявил: «Всё уже зашло слишком далеко. Только один из нас должен править всей провинцией Хаккяри и над курдами и над ассирийцами. Мы не сможем править вместе». В конце концов, властью блаженной памяти королевы Виктории (чьё имя свято в памяти и у англичан и у ассирийцев) на турок было оказано давление, Бадрхана арестовали и отправили в ссылку, и ассирийский «миллет» был полностью восстановлен в своих правах и владениях. С этого времени и вплоть до 1914 года благодаря помощи британских консулов права Патриарха как правящего князя Хаккяри были признаны как ассирийцами так и курдами.

Фирман пророка Мухаммеда, дарованный Патриаршему Дому.

Все мусульмане Хаккяри знали о существовании специального фирмана, пожалованный Пророком нашему дому, и к тому же, по всеобщему убеждению, некий особый нож, им же пожалованный, сохранявшийся вплоть до времён Бадрхана (1845).

Раз в год специально выбранный мулла из Джуламерка читал этот документ на публичном собрании. Более того, ревностнейшие мусульмане, державшиеся правила не употреблять в пищу мясо животных, зарезанных христианами, безбоязненно употребляли в пищу мясо скотины, убитой кем – нибудь из членом Патриаршей семьи.

Данные вещи хранились в сокровищнице Патриархии до дня бойни, и когда фирман, который затем был захвачен курдами, доставлен и показан Бадрхану, тот воскликнул: «Проклятие Аллаха на Нуруллу Бега из Джуламерка, ибо он заставил меня пойти против фирмана пророка. Если бы я знал, что этот дом обладает этим фирманом, я никогда не должен осмелились пойти против них. Может Бог требует эту вашу войну»

Фирман был покрыт крупными золотыми буквами, на пергаменте, и был начертан "круг мудрости" с отпечатком руки в середине. (Это древний тип арабской надписи. Отпечаток руки дарителя помещался в середине пергамента, а текст, излагавший суть дарения, наносился вокруг него в виде непрерывной спирали). Нож имел рукоятку из серебра, с куском красного коралла, в виде заканчивающего украшения, и надпись, нанесённую золотом на лезвии.

Части книги леди Сурмы, переведённые мною:

Введение.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2178340.html

Глава I. Ассирийский народ.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2134280.html

Глава II. Крещение, церкви и их орнаменты.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2167450.html
http://serg-slavorum.livejournal.com/2156185.html

Глава III.

Традиции постов. Обычаи мирян в течение поста. Некоторые традиционные обряды


http://serg-slavorum.livejournal.com/2214572.html

Глава IV. Пасха и Евхаристия. Как мы отмечаем Воскресение Христово. Пожертвования. Порядок отпущения грехов.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2214158.html

Глава V. Праздники, паломничества, монахи и монахини:

http://serg-slavorum.livejournal.com/2200445.html
http://serg-slavorum.livejournal.com/2130573.html

Глава VII. Девять степеней клира и Семь Таинств.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2201895.html
http://serg-slavorum.livejournal.com/2205191.html

Глава IX. Патриарх и народ. Диван Патриарха. Отношения с турками. Наши отношения с курдами. Фирман пророка Мухаммеда, пожалованный Патриаршему Дому.

http://serg-slavorum.livejournal.com/2215164.html


Tags: 1890-е, Ближний Восток, история Турции, религия
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments