y4astkoviu (y4astkoviu) wrote in foto_history,
y4astkoviu
y4astkoviu
foto_history

Category:

Snatcher: забытая игра Хидео Кодзимы


(Если 10 человек выскажется "против" - удалю)


Как известный геймдизайнер создал собственного «Бегущего по лезвию».

Похитители тел
СССР, Москва, 1996 год. В секретном исследовательском центре по изучению биологического вируса «Люцифер-Альфа» прогремел взрыв. Неизвестно, что стало причиной происшествия, но из-за него произошла утечка смертоносного вируса в атмосферу. В течение нескольких лет 80% СССР и Европы стремительно вымирает, а Евразия становится зоной отчуждения. Проходят годы и вирус мутирует в нелетальную форму. Для человечества наступает новая эпоха свершений.
События Snatcher начинаются в декабре 2047 года, в вымышленном японском городе Нео-Кобе (на искусственном острове в заливе у старого Кобе). В последние годы мировая общественность обеспокоена проблемой «Снэчеров» — разумных биороботов, появляющихся в ночное время и преимущественно зимой. Внешне они неотличимы от человека, могут потеть и даже истекать кровью. Но под искусственной кожей и мышцами прячется эндоскелет.

Совсем как в «Терминаторе»
Снэчеры тайно убивали людей, копировали их внешность и занимали прежнее место жертвы. Мотивы их оставались неизвестны. Кто-то ссылался на инопланетян, кто-то на всемирный заговор и захват мира разумными машинами. Для борьбы с нависшей угрозой создается правительственная организация J.U.N.K.E.R.

Рабочее название игры - J.U.N.K.E.R.
Главный герой игры, Гиллиан Сид, недавно устроился на работу в J.U.N.K.E.R. 5 лет назад Гиллиана и его жену Джейми нашли недалеко от границы СССР. Они потеряли память, но отлично знали о существовании снэчеров. Ухватившись за это, Гиллиан подается в «джанкеры» для того, чтобы вернуть потерянные воспоминания и восстановить пошатнувшийся брак.

8 лет развития
В 1987 году за Хидео Кодзимой числился первый Metal Gear и скромный платформер Penguin Adventure. Уже через год геймдизайнер выпустит свой следующий проект для японских персональных компьютеров MSX2 и PC-8801 — Cyberpunk Adventure: Snatcher, смесь квеста, визуальной новеллы и интерактивного кино. Игра стала первым опытом Кодзимы в написании глубоких сценариев с необычными сюжетными поворотами и непредсказуемой развязкой.

Геймдизайнеру было всего 25 лет, когда вышла игра.
Забавно, но ситуация с сюжетом Snatcher очень напоминает ту, что случилась с Metal Gear Solid V. Изначально Кодзима планировал разбить сюжет игры на шесть глав, но позже сократил их до трех. И даже с сокращениями он не успел доделать третью главу в срок — Konami торопила игру к релизу. Поэтому в версиях для MSX2 и PC-8801 сюжет обрывается на самом интересном месте, в конце второй главы. Казалось, что история останется незаконченной.

В 1990 на MSX2 выходит ответвление SD Snatcher, в разработке которого Кодзима принимал лишь косвенное участие. Персонажей оригинальной игры превратили в милых аниме «чибиков», геймплей ушёл в сторону пошаговой ролевой игры, а сюжет стал менее серьезным. Тем не менее, наличие законченного сюжета в спин-оффе подтолкнуло Konami к переизданию старого Snatcher на современных платформах.
Недостающая третья глава появилась в переиздании на платформе PС Engine (в США известна как TurboGrafx-16) в 1992 году. И так как консоль поддерживала обычные CD, то для Snatcher был записан целый час озвученных диалогов (огромная редкость в играх того времени). Отличная графика и анимация в редких кат-сценах создавали ощущение, будто смотришь интересный фантастический фильм. На базе этого переиздания через два года выйдет порт игры для Sega CD. Порт вышел только в США и Европе, в Японии эту версию выпускать не стали из-за отсутствия значимых изменений.
В 1996 вышло заключительное переиздание для консолей пятого поколения — PlayStation и Sega Saturn. Хидео Кодзима не принимал участия в портировании, так как на тот момент он был занят разработкой Metal Gear Solid. Пускай переиздания отличались улучшенной графикой и музыкой, их ценность немного падает из-за сильной цензуры в отношении жестоких и эротических сцен. Эти версии так и не добрались до западного игрока.
Почему же Konami не выпустила переиздания на Западе? Дело в том, что игре «повезло» выйти в те годы, когда на Sega CD многие игроки смотрели с усмешкой. Мало кому хотелось отдавать 300 долларов за сомнительный аддон для Sega Mega Drive, на котором больше половины игр — интерактивные фильмы с невнятной актерской игрой и геймплеем. Итог печален: в США было продано всего около двух тысяч копий игры. Именно из-за низких продаж на Sega СD, Konami передумала выпускать новые переиздания за пределами Японии.

Шли годы, а Snatcher на Sega CD стал не просто редкой и малоизвестной игрой, но и настоящей роскошью для любого коллекционера. За распечатанные копии в хорошем состоянии на Ebay просят от 15 до 30 тысяч рублей. Запечатанные копии появляются редко и практически моментально попадают на аукцион, где ставки за несколько дней вырастают до 50 тысяч рублей.

Бегущий по скриптам
В геймплейном плане Snatcher не претерпел особых изменений со времен выхода первой версии на MSX2. В игре нет традиционного для квестов пиксельхантинга. Почти все действия выполняются выбором команды: Look, Investigate, Move, Talk, Ask и Exit.
Вполне нормально для квестов тех лет, когда все действия нужно было прописывать вручную. Все жё, в игре хватает неприятных мест, где можно надолго застрять в поисках нужного предмета или персонажа. Проблема в «застревании» связана не с загадками, а с относительно замороченной и не всегда логичной игровой механикой.

Например, игрок должен полностью обследовать локацию несколько раз подряд, после чего сработает триггер, состоится разговор с важным персонажем, а сюжет двинется дальше. Или другой пример: пока игрок не поговорит со случайным прохожим, не заглянет в каждую помойку и не посмотрит ещё раз на нужное окно — требуемый персонаж не появится. Так что выручает здесь не смекалка (как таковые загадки отсутствуют), а усидчивость и внимательность.
Ещё в Snatcher есть режим тира в экшн-сценках. Например, когда снэчер нападает, игрок должен быстро среагировать и выстрелить ему в голову. Вначале трудно (особенного без светового пистолета), но потом быстро привыкаешь.
Три главных достоинства Snatcher — атмосфера, сюжет и харизматичные персонажи. В принципе то, что у Хидео Кодзимы всегда получалось. Первые две главы проходят в одном ключе: игроку предстоит расследовать преступления, искать зацепки и раскрывать личности снэчеров. Неизвестно, кто может быть роботом, а потому подозрения падают на кого угодно, вплоть до жены и коллег по службе.

Проводить запутанные расследования игрок будет не в одиночку, а с милым и находчивым помощником. Metal Gear Mark II — верный друг, ходячий видеофон, записная книжка и фонарик. Робот любит поострить, подколоть Гиллиана и в целом значительно разряжает депрессивную обстановку.

Роботы из двух игр: найдите, как говорится, 10 отличий.
Главный механик джанкеров создал робота по образу и подобию опасной боевой машины из XX века. Да, до выхода Metal Gear Solid на PSone, Кодзима пытался работать в рамках одной вселенной. Спустя 15 лет геймдизайнер ещё вспомнит про Snatcher в Metal Gear Solid 4. Отсылки — в роботе Отакона, иконке города Нео-Кобе на компьютере и музыкальной теме на iPod'e Снейка.

Пражская маскировка Снейка похожа на костюм Гиллиана
Очень спорной получилась третья глава, которую Кодзима добавил в версии для PC Engine. История закончена и есть зацепка на возможное продолжение (которое не выйдет), но сюжет третьего акта хромает на обе ноги и будто бы взят из совсем другой игры.

Фанаты серии MGS заметят, что третий акт отдаленно напоминает последние часы в Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty. Концовка MGS2 вызвала ряд нареканий у западной прессы из-за философских бесед и большого количества информации, которую с ходу не переваришь. Тоже самое произошло и в Snatcher. Игрок не успевает свести все ниточки воедино, как на него вываливают убойную дозу важной информации, перемешанной с философией и многочисленными аббревиатурами. Ничего не поделаешь, у Кодзимы такой стиль — раскрывать в концовке не несколько карт, а сразу половину колоды.
Игры Кодзимы — редкий случай, когда английская озвучка всегда на уровне оригинала. Безупречно озвучен Гиллиан и большинство мужских ролей. Пожалуй, лишь охотник за головами Рэндом получился блеклым и не идет ни в какое сравнение с голосом ветерана озвучки Сиодзавы Кането в японской версии игры. Английский голос Metal Gear Mark II на голову превосходит японский оригинал. Пропала писклявость, появилось больше сарказма и циничности, да и вообще – робот звучит как робот, а не как «кавайная» зверушка из аниме.

Отличный саундтрек написан Konami Kukeiha Club — талантливой командой композиторов и звукорежиссеров. Звуковые эффекты на Sega CD создавал сам маэстро Акира Ямаока.

Практически все игры Кодзимы сотканы из едва заметных юмористических мелочей. Например, пресловутое разрушение «четвёртой стены». Отлично это показано в первом Metal Gear Solid, где Психо-Мантис мог прочесть карту памяти консоли, сказать, как часто игрок сохраняется, в какие игры от Konami играет.

В Snatcher Гиллиан жалуется на то, что он чуть было не оглох после взрыва. Звук взрыва действительно бьет по ушам в хороших наушниках. Metal Gear отчитает игрока, мол, сам виноват, надо было звук в телевизоре делать тише! В игре имеется противоположная ситуация с тихим звуком шагов, в которой Metal Gear отчитывает нас за низкую громкость.
В штабе джанкеров есть суперкомпьютер. С помощью него игрок может получить данные о мире игры, найти досье на любого известного жителя Нео-Кобе или узнать адрес подозреваемого. Забавно, но через этот компьютер можно узнать о Кодзиме. Достаточно набрать KOJIMA и игроку покажут короткую биографию геймдизайнера. Свои послания оставили и другие разработчики.

Кодзима радуется выходу игры на Западе
Функция постоянных звонков друзьям, коллегам и информатору — обязательна для прохождения. Игроку нужно найти и запомнить телефонный номер, после чего набрать его вручную. Совсем как в жизни. Самое любопытное, что в игре присутствует куча секретных телефонных разговоров, вот только найти их — очень сложно.

Они интересны, полны отсылок и искрометного юмора. Видите номер на стене или вывеске? Сразу же звоните! Например, на Альтон Плаза красуется электронная вывеска штаб-квартиры Konami, а под ней заветный номерок. Набрав его, можно услышать забавное послание о долгожданном выходе игры на Западе.

Отсылки
Кинематограф серьёзно повлиял на творчество Хидео Кодзимы. Геймдизайнер постоянно хвастается в своём твиттере коллекцией дисков или новым коллекционным изданием любимого фильма. Его увлечение кинематографом видно в Snatcher куда отчетливее, чем в какой-нибудь части Metal Gear.

Самое большое влияние на игру оказал фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Обе работы объединяет не только жанр и дизайн, но и общая идея — охота за машинами.


Один из фонов перерисован с рисунка дизайнера Сида Мида.


В мире будущего все машины летают. Только в «Бегущем по лезвию» они назывались «спиннерами», а в Snatcher — «турбоциклами».

В самом начале «Бегущего по лезвию» Декард зашел в местную японскую забегаловку чтобы поесть рамен. Хозяин заведения не понимал Декарда и называл свое количество порций. В Snatcher эта сцена повторена один в один.
Сравним на роликах. Первое видео — 1:01, второе видео — 4:50.


Внешность хитрюги Рэндома скопирована с Фейд-Раута из «Дюны» Дэвида Линча. Да, это Стинг.

Зелёная гамма c уходом в фиолетовый, дизайн некоторых зданий и прожекторы с крыш — перетекли в Snatcher из аниме Akira режиссера Кацухиро Отомо.


Также прослеживается влияние аниме Bubblegum Crisis и A.D Police.


Анализ головы снэчера и киборга в аниме A.D Police.



Что в Snatcher, что в Bubblegum Crisis врага надо бить открытым ртом!
Outer Heaven – независимое государство и крепость легендарного наемника Биг Босса в серии Metal Gear. В Snatcher так называется бар, в который игроку нужно проникнуть по сюжету. В баре проходит маскарад, поэтому все посетители одеты в костюмы персонажей из фантастических фильмов.
До версии на Sega CD в баре сидели: Чужой, Марти Макфлай, Йода, C-3PO, Корнелиус из «Планеты Обезьян», Камен Райдер из одноименного японского сериала и Гайвер из одноименного аниме. Начиная с Sega CD всех персонажей заменили на героев из игр Konami. Испугались правообладателей.


SDATCHER
Кодзима долгое время планировал выпустить продолжение. К сожалению, Konami дала зеленый свет лишь радиодраме-приквелу SDATCHER. Доработать старые наработки Кодзимы вызвался геймдизайнер Гоити Суда, автор Killer 7, No More Heroes, Killer is Dead и Lolipop Chainsaw. Гоити Суда обожает Snatcher. Он не только с нуля написал почти весь сценарий, но и озвучил одного из персонажей.
SDATCHER сглаживает расплывчатую предысторию оригинала и закрывает некоторые заметные дыры вселенной. Радиодраму можно и нужно послушать тем, кто не знаком с игрой, персонажами и её сюжетом. Игрок, прошедший оригинал, будет знать последующие события и судьбы некоторых героев наперёд, что несколько уменьшает интерес к SDATCHER.
Радиодрама переведена как на английский, так и на русский язык. Саундтрек к новелле написал Акира Ямаока, что ещё больше повышает её ценность.

Blade Runner Blues
Нельзя сказать, что Snatcher стал каким-то откровением в Японии и получил огромную фанбазу. Статус культовой игры проект заслужил разве что среди почитателей творчества Хидео Кодзимы, да и то — спустя несколько переизданий и после провального выхода на Sega CD. Snatcher вполне могла бы ждать участь Policenauts — еще одной визуальной новеллы от Кодзимы, которая стала доступна только в эпоху фанатских переводов.

Прошло почти 30 лет с момента выхода первой версии Snatcher, но игру всё еще помнят. Например, в Fallout 3 можно найти тело бедного Гибсона.

Помимо Metal Gear Solid 4, Кодзима вспомнил Snatcher в Metal Gear Solid V: Ground Zeroes. В дополнительной миссии Jamais Vu, игрок в роли Райдена должен истребить всех снэчеров в военном лагере Омега. Миссия переполнена отсылками, а на одной из локации можно найти кассету с композицией из Snatcher.


(С.)перто



ТАКЖЕ: Творческий путь Масамунэ Сиро
Tags: 1980-е, 1990-е, игры, игры. люди, интересное, история Японии, на усмотрение ссобщников, новейшая история, отдых, развлечения
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments