?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Пять мифов о русских крестьянах 
3rd-Nov-2016 06:37 pm
4 про-гор 1910 потомки Сусанина.jpg


В истории России были крестьяне, освобожденные не только от власти помещиков, но и от любых повинностей в пользу государства. В их селение без разрешения Министра Двора не мог въезжать даже губернатор, не говоря уже про обычную полицию. Вот она – реализация извечной крестьянской мечты о воле. В любых дискуссиях об аграрном вопросе в России, о столыпинской реформе, о НЭПе, о сталинской коллективизации обязательно найдется шибко умный современник, который скажет: дали бы крестьянам полную волю и они бы всем показали…

Так вот дали, оказывается. Оказывается, крестьяне показали.

Речь пойдет о «белопашцах», потомках Ивана Сусанина в Костромской губернии. В 1619 году царь Михаил Федорович пожаловал зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину: «… в костромском уезде Нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревенищ обелить, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах, и в роде во века неподвижно, Наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и ни в какие подати имати с них не велели…». То есть потомство Сусанина было освобождено не только от власти помещиков, но и вообще от любых налогов и повинностей в пользу государства. В 1630 г. сусанинские потомки были переселены в «пустошь» Коробово, а их права подтверждены. Далее все правящие государи неизменно подтверждали их статус. Подчинялись они непосредственно царю-императору через Приказ Большого Дворца, а значит плевать могли на все поползновения местного чиновничества.

Это налоговый и административный рай продолжался более двухсот лет. Судя по карте, сегодня Коробово находится на левом берегу Волги, в 6-7 км от реки, а далее вверх по реке 40-50 км до Костромы или вниз по реке 40-45 км до Кинешмы. Конечно, с зерновыми там не очень, но для производства мясо-молочной продукции, птицы, яиц, этот район вполне благоприятный. Думаю, если сегодня власть даст дам землю на условиях для белопашцев, то желающие бы нашлись легко. Замечательная природа, недалеко Волга.

5 про-гор 1910 в окрестностях села коробово.jpg
Фото Прокудина-Гроского. 1910 г. Окрестности села Коробово.

К 1834 г. сусанинцев было 226 человек на 98 десятин земли, четверть которой принадлежала старосте. Они жаловались, что вымирают от тесноты, голода и обид. «В 1834 г. Николай I во время своего путешествия по России обратил внимание на бедственное состояние белопашцев и учредил комиссию для выяснения причин такого положения и оказания им помощи. Комиссия установила, что главная причина тяжелого положения белопашецев состоялав их привилегиях. Свобода от всех обязанностей по отношению к государству и обществу, полная независимость от всех властей, обилие земли, констатировала комиссия, ослабляли их энергию и предприимчивость. Со временем белопашцы перестали проявлять заботу об улучшении своего положения. «В противоположность предприимчивому духу крестьян Костромской губернии коробовские белопашцы весьма мало деятельны и вообще не предприимчивы, а от того большею частию очень бедны». Второй причиной упадка белопашцев комиссия признала наличие индивидуальной, а не общинной формы собственности: переделы отсутствовали, земля передавалась от отца к детям равными долями, участки постоянно мельчали. Земельные сделки с пожалованной землей совершались только в пределах Коробово. Постепенно земля сконцентрировалась в руках немногих крестьян, разбогатевших за счет других и почти наследственно сохранявших в своем роде пожизненное звание старосты. Вследствие постоянного дробления земли, непрекращающихся имущественных споров между наследниками, лености белопашцев их земли обрабатывались дурно и давали очень низкие урожаи (ниже, чем у окрестных крестьян)». – Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну. – Т.2. – СПБ: Дмитрий Буланин, 2015. С.67.


1 Прокудин-горский 1910 коробово.jpg
Фото Прокудина-Горского. 1910 г. Вид на село Коробово.



Как видим, пример двухсотлетнего вольного житья белопашцев ставит под сомнение сразу несколько мифов о русских крестьянах, да и о крестьянах вообще.

Миф первый: русский крестьянин – коллективист. Увы, белопашцы не смогли выработать общего подхода к своим проблемам, даже будучи родственниками. По сути они вымирали в одиночку в условиях безземелья, когда их спас приезд царя.

Миф второй: крестьянин трудолюбив и предприимчив. Увы, белопашцы не воспользовались благоприятными условиями для своего развития, а предпочли работать ровно столько, чтобы обеспечить свои скромные потребности. За двести лет сусанинцы не сделали НИ ОДНОГО ШАГА вперед.

Миф третий: вольный крестьянин завалит страну продуктами. Увы, в итоге белопашцы, не отягошенные ни царскими податями, ни продразверстками, ни сталинскими обязательными поставками сельхозпродукции  пришли к тому, что не могли прокормить сами себя.

Миф четвертый: крестьяне всегда отстаивают уравнительность. Увы, за двести лет потомки Сусанина разделились на кулаков и батраков.


«14 марта 1837 года, в день Федоровской иконы Божией Матери, коробовцам была выдана последняя из царских жалованных грамот, полученных ими за два с лишним века. Во вступительной части грамоты говорилось: “Сохраняя всегда в памяти Нашей подвиг самоотвержения, оказанный некогда крестьянином Иваном Сусаниным, искупившим мученической смертью жизнь Родоначальника Императорского Дома Нашего, Царя Михаила Феодоровича Романова, Мы, при обозрении Нашем в 1834 году Костромской губернии, Повелели: собрать точнейшие сведения о настоящем положении потомков сего верного сына Отечества, жительствующих Костромского уезда в деревне Коробове и известных ныне под именем белопашцев”

6 1911 искра.jpg
Из журнала «Искры». 1911 г.


Грамота подтверждала все прежние льготы, дарованные коробовцам ранее “во всём пространстве оных, коими и пользоваться им, доколе пребывают в крестьянском состоянии. Проживая и водворяясь в городах, переходя в мещанское или купеческое звание, они равномерно сохраняют все личные свои преимущества, подвергаясь в сих случаях только платежу денежных повинностей, гильдейским и городовым Положением установленных”.

В главной части грамоты в дополнение к имеющимся у коробовцев 98 десятинам земли им, истинно по-царски, было пожаловано ещё 742 десятины земель из казённых пустошей. Наряду с этим Николай I даровал потомкам Сусанина ещё одну льготу. В грамоте говорилось: “... поелику белопашцы издревле находились в заведывании Приказа Большого Дворца, а в последствии состояли под ведомством и судом Дворцовой Канцелярии, то и ныне, оставляя их в Дворцовом заведывании, вверить главное попечительство над ними министру Двора Нашего, а ближайшее местное наблюдение костромскому гражданскому губернатору, с тем однако же, чтобы он не иначе въезжал в их селение, как всякий раз с разрешения Министра Двора, кроме случаев особенной важности, нетерпящих отлагательства, о коих в тоже время доносил бы ему, Министру Двора”. Последняя льгота фактически наделяла Коробово, как иностранное посольство, правом экстерриториальности, практически полностью выводя белопашцев из-под контроля местных властей.

Дарованные Николаем I-м потомкам Сусанина льготы были, в принципе, максимумом льгот, больше которого реально царь уже не мог дать ничего». (Зонтиков Н. Иван Сусанин. Легенды, предания. История.)

3 про-гор 1910 коробово.jpg
Фото Прокудина-Горского. 1910. Улица в селе Коробово.


Ну что же, белопашцы получили земли по 8 десятин на мужскую душу, им помогли организовать общину для решения общих проблем. И, надо сказать честно, на это раз сусанинцы проснулись от спячки и творчески воспользовались … отсутствием полиции на своей земле. Сами они это придумали или про них прослышала заинтересованные в убежище лица и соблазнили, но Коробово вдруг стало приютом для преступников и сектантов. Более того, потомки крестьянина, спасшего царя, стали адептами секты бегунов, которые отрицали земную власть и царя в частности. Когда в село вновь приехал царь Александр II, то сусанинцы-бегуны просто разбежались по округе, чтобы не согрешить лицезрением монарха. Можете себе представить впечатление царя, который как раз решился освободить крепостных крестьян. Ага, вот и дай таким волю. Пришлось царю построить в селе церковь для вразумления, а чтобы аргументы попов были более убедительны, «раскулачить» 14 наиболее злостных коробовских семей: отправить их к новому месту жительства подальше от родного села. Кстати, было дано условие, которое затем повторил Сталин: дети нарушителей могли вернуться на родину после совершеннолетия и пользоваться дальше льготами.

Я бы сказал, что пример крестьян Коробово тем самым ставит под сомнение пятый распространенный миф о крестьянах как о рожденных государственниках. Увы, мир крестьян слишком мал, чтобы всерьез понимать сущность и проблемы государства. Белопашцы получили от своего государства все, что оно могло дать в то время, а потом стали сектантами и решили, что государство – это антихрист.

Дальнейшую историю коробовцев расскажу как-нибудь в другой раз. Сообщу лишь один факт. В 1929 г. в Коробово приехал секретарь райкома помочь с организацией колхоза. Через неделю он исчез, а крестьяне развели руками, – верно заблудился и утонул в болоте.

7.jpg
Тропа к Чистому болоту


ИСТОЧНИК
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
3rd-Nov-2016 05:02 pm (UTC)
только одна фотография Прокудина-Горского говорит о том, что крестьянство жило в нищете.
3rd-Nov-2016 05:05 pm (UTC)
Там разница во времени - лет сто. Фотки юбилейные
3rd-Nov-2016 06:14 pm (UTC)
Достаточно почитать "Утро помещика" из черновиков Толстого, чтобы понять, что такое крестьянин, что большей частью это ленивые свиные рыла, пить, жрать да на печи лежать, и что-то делать их надо реально заставлять и пинать. Были и нормальные, умные, хваткие, они и жили хорошо, ибо работали больше, чем было нужно, чтобы просто выживать. И избы были хорошие у них, и земля, и скот. В большинстве же люди не гнушалсь жить в получившейся избе, на все поблажки помещика, которые пытается мотивировать, отнекиваться и продолжать ничего не делать: и так пойдет.
3rd-Nov-2016 06:21 pm (UTC)
Напомню, что ленивым свиным рылам помещик за работу не платил.
3rd-Nov-2016 11:33 pm (UTC)
Он многое делал из того, без чего крестьяне загнулись бы с их подходом (чаще всего они, правда, и так загибались, но все же помещик, правда, смотря какой, следил так или иначе и блюл соблюдение законов). У Толстого очень много на эту тему написано, интересно.
3rd-Nov-2016 07:13 pm (UTC)
а ещё были крестьяне которые жили за Уралом, у которых не было дефицита земли, как у жителей села Коробова, которые к 1910 году (фото Прокудина-Горского) жили впритык к друг другу. Ещё были старообрядцы, которые всегда были свободными, были "семейские", были однодворцы, были "кабинетные"
4th-Nov-2016 03:25 pm (UTC)
Наглядно и любопытно.
4th-Nov-2016 07:37 pm (UTC)

Нельзя выдёргивать отдельные факты, а потом интерпретировать их как бог на душу положит. Потом эта глупость перепечатывается по сети.
1. крестьяне на Руси были разными - за Уралом крестьяне не знали крепостного права. Да и на европейской территории крестьяне были разные - не крепостных было много: были староверы, были однодворцы, были казаки, были кабинетные крестьяне.
И это не значит, что наличие льгот лишает предприимчивости.
2. Выводы комиссии - не истина в последней инстанции : "Свобода от всех обязанностей по отношению к государству и обществу, полная независимость от всех властей, обилие земли", - констатировала комиссия, "ослабляли их энергию и предприимчивость". Не ЭТО ослабляло крестьян, а то что наследовали не только старшие дети (как принято на Западе - там такая форма наследования называется "майорат") , а и другие (как сказано: " земля передавалась от отца к детям равными долями, участки постоянно мельчали"). И это была ОБЩАЯ проблема крестьян центральной части европейской России, с чем боролся Столыпин :

«Аграрный вопрос» (устойчивое определение, принятое в ту эпоху) состоял, по существу, из двух независимых проблем, одна из которых была
— измельчение крестьянских наделов, обезземеливания части крестьян, ведущая к нарастающей (по оценкам современников) бедности и упадка хозяйства в деревне;
Население России конца XIX — начала XX века росло чрезвычайно быстрыми темпами (около 1,4 % в год).
Средний размер надела на мужскую душу в европейской части Российской империи снизился от 4.6 десятин в 1860 году до 2.6 десятин в 1900 году, при этом в Южной России падение было ещё больше — от 2.9 к 1.7 десятины
Уменьшался не только размер надела, приходящийся на душу, но и размер надела, приходящийся на крестьянский двор. В 1877 году в Европейской России было 8,5 млн дворов, а в 1905 году — уже 12,0 млн. Государство пыталось бороться с семейными разделами, издав в 1893 году особый закон; однако, все попытки остановить деление семей были безуспешны. Измельчание крестьянских дворов представляло большую экономическую угрозу — мелкие хозяйственные единицы демонстрировали меньшую эффективность, чем крупные.

В дальнейшем неравенство усугублялось: в отсутствие доступного кредитования земли постепенно скупались более успешными крестьянами, уже имевшими лучшие наделы, в то время как менее обеспеченные землей крестьяне как раз не получали возможности купить дополнительную землю.

Ситуация с увеличением плотности сельского населения и уменьшением наделов воспринималась современниками преимущественно как процесс запустения деревни и упадка хозяйства.

Современные исследования, однако, показывают, что в целом в сельском хозяйстве второй половины XIX века наблюдался не только рост и урожайности, но и рост доходов, приходящихся на занятого. Однако этот рост, не слишком быстрый, в глазах современников был полностью скрыт увеличивающимся разрывом между стандартами жизни городского среднего класса и бытом деревни.
Сложилось стереотипное паническое восприятие либеральным интеллигентом крестьянина как человека, терпящего непрерывную нужду и бедствия, живущего в невыносимых условиях. Этим восприятием определялась широкая поддержка либеральной интеллигенцией (в том числе и низовыми земскими служащими) и всеми политическими партиями от кадетов и левее идей наделения крестьян национализированной помещичьей землей.
В целом, ситуация была значительно наихудшей в центре Европейской России (существовало устойчивое выражение «оскудение центра»), в то время как на Юге России, в Западном крае и в Царстве Польском хозяйства (где была западная система наследования - майорат), часто и при небольших размерах наделов, были значительно более эффективными и устойчивыми; крестьяне же Севера и Сибири были в целом хорошо обеспечены землей.
This page was loaded Sep 24th 2019, 8:46 am GMT.