?

Log in

No account? Create an account
история в фотографиях
Дрезина Василия Сталина 
12th-Aug-2012 02:18 pm


Фото 1955 года из собрания Переславского железнодорожного музея.


увеличить фото
 
В 1940-е — 1950-е годы в Ярославской области, неподалёку от старинного русского города Переславля-Залесского находилась дача Василия Сталина. Будучи заядлым охотником, он регулярно отправлялся с ружьишком в леса, окружавшие Плещеево озеро. Но, сами понимаете, генерал-лейтенант В.И.Сталин был не совсем уж простым человеком, поэтому и транспортом пользовался соответствующим, не как у всех. Специально для него была построена мотодрезина. По путям узкоколейки Талицко-Плещеевского торфопредприятия он мог съездить в леса или прокатиться до Переславля-Залесского.

Но это ещё не всё. Василий Иосифович был лётчиком. Поэтому кузов его персональной дрезины был сделан из фюзеляжа транспортного самолёта Дуглас (вероятно, DC3).

К сожалению, до сегодняшнего дня дрезина не дожила. О её существовании хорошо помнят тамошние старожилы, но фотографий этого чуда сохранилось всего пара штук.
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Comments 
12th-Aug-2012 10:59 am (UTC) - Your post has been published on LJTimes
LJTimes editors found your post interesting. You can find a re-post here: http://www.livejournal.com/ljtimes
12th-Aug-2012 11:07 am (UTC)
любопытно
12th-Aug-2012 11:16 am (UTC)
а точно не дожила? вдруг у кого из местных валяется на участке, под сарай приспособленная. всяко бываить.
12th-Aug-2012 11:31 am (UTC)
Точно не сохранилась. Причём уничтожена она была не одно десятилетие назад. Сотрудники музея долго искали её следы — тщетно! Только устные рассказы, да парочка фотографий.
12th-Aug-2012 11:40 am (UTC)
ну кто знает, она ведь могла исчезнуть в совершенно неожиданном направлении. например. у нас на задах пожарки в Бирюлёво, лежит узкоколлейный вагон ПВ40. У нас в радиусе 100 километров НИ ОДНОЙ пассажирской железки (есть только разве что одна внутризаводская, и та далеко). Была ещё до войны грузовая ветка около полутора км, на кирпичный завод, но уже во время выпуска этих вагонов - разобраная. Как он там оказался - не знает никто.
12th-Aug-2012 11:57 am (UTC) - Дрезина Василия Сталина
Пользователь lb2009 сослался на вашу запись в «Дрезина Василия Сталина» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дрезина Василия Сталина [...]
12th-Aug-2012 12:32 pm (UTC)
вагоны для ужд -- это кстати превосходный способ утилизации старых корпусов самолетов... если не считать соображений коррозионной защиты (стык алюминия со сталью)
12th-Aug-2012 12:36 pm (UTC)
и вот еще про что подумалось

город этот сам страдает от отсутствия железной дороги и соответственно перегруженности транзитным пассажирским автотранспортом, шоссе там проведено кстати по оси города, местами впритык к озеру и это чудовищно

вот бы там соорудить ЖД, хотя бы УЖД -- там как минимум довольно населеннная местность, будет кому кататься по ней в самые разные стороны, на тот же Ростов Великий или даже Суздаль или Борисоглеб-Ярославский
12th-Aug-2012 01:22 pm (UTC)
Зачем её там сооружать, если она там есть? :)
12th-Aug-2012 01:30 pm (UTC)
из предоставленного Вами текста видно : она почти безполезна для пассажиров , кстати ведет она куда? во-во

я говорю именно про экономическое и туристическое значение

очень хорошо помню, насколько город НАБИТ во время туристического сезона автотранспотром

это разумеется не было бы, будь в нем нормальное жД-сообщение с Ярославлем, Александровым и м.б. с Суздалем и Владимиром
12th-Aug-2012 01:32 pm (UTC)
Ну, если верить легенде, местные купцы в своё время специально откупного дали, что бы железная дорога в стороне от города прошла - так что... :)
12th-Aug-2012 01:53 pm (UTC)
ее и вправду непросто там провести, ветку на "Славич" кстати вспомнил . вокруг города довольно холмисто . и овраги тоже есть
НО: давайте же понимать, что современный город без нормальной железной дороги это уже что-то неполноценное

особенно если в составе исторической оси города -- перегрженное шоссе, по которому едут фуры

кроме того, это не какая-то тьмутаракань, это местность с неплохим сельским заселением, и сети ЖД могут и должны послужить ее развитию

а то просто нехорошо : попробуйте проехать скажем из Владимира в Ярославль по ЖД , поэкспериментируйте

можете попробоать еще более крутой трюк -- из Владимира в Тверь (раньше , до ЖД хватало тракта шедшего через Борисоглеб и Калязин
12th-Aug-2012 01:55 pm (UTC)
Да знаю я. Но не любят в современной России пассажирское железнодорожное движение развивать, что уж поделаешь.
12th-Aug-2012 02:33 pm (UTC)
просто есть негласное указание КОЕ-КОГО не развивать по-нормальному территории заселенные нормальными Русскими

для этого -- не строить достаточного количества межобластных железных да кстати и автомобильных дорог, ну и много чего еще

в ряде случаев, это означает и демонтаж ранее существовавшей дорожной сети -- а потом появляются "неперспективные деревни" , естественно

пример по нашему Северо-Западу -- регулярно уничтожавшаяся сов. партизанами и ВВС железная дорога Гдов-Псков, после ВМВ полностью разобранная ... и безобразное шоссе там же, с пониженной пропускной способностью

заметим, это РОКАДА, ибо параллельно гос.границе с Эстонией, и это связка между Югом Псковщины и развитым районом примыкающем к порту в Усть-Луге

по тому же Северо-Западу --таким же побытом уничтоженная ЖД Новгород-Шимск-Старая Русса (связывающая Новогородчину и Псковщину) и трамвай в самой Старой Руссе
12th-Aug-2012 03:39 pm (UTC)
Просто их эпоха прошла. Они ж (железные дороги) невозможны без индустриальной инфраструктуры, а народ этой индустриализации накушался вволю за 20-й век. ПолнО людей, на словах ратующих за реиндустриализацию, а к станку-то никто не горит встать реально. Деревня не рожает пополнение рабочему классу, рожалка сдулась.
13th-Aug-2012 12:45 am (UTC)
что-то слабо верится. Обычно купцы наоборот, давали на лапу инженерам, чтобы те провели чугунку поближе к их лабазам. "По дорогам приходит богатство" как говорят китайцы. Появление в городе ЖД резко увеличивало его инвестиционную привлекательность.
13th-Aug-2012 03:48 am (UTC)
Это для нас сейчас очевидно, а полтора века назад было не для всех :) Эта история, о причинах того, что железная дорога миновала Переяславль, гуглится на раз: Наш знаменитый земляк М. И. Смирнов в своей книге о Переславле-Залесском свидетель-
ствует, что даже с переносом торговли на балтийское побережье, московско-архангельский
почтовый тракт (нынешняя дорога Москва—Холмогоры) не утратил своего значения и мог ис-
торически и практически претендовать на прохождение именно через него железной дороги
в сторону Волги.

Но вышло иначе, — говорит книга М. Смирнова, — её провели в обход города на расстоянии
21 километра, вопреки желанию и настойчивым просьбам горожан. Иначе сказать, с городом
произошло несчастье, бедствие, как это случается с людьми, когда их грабят и лишают принад-
лежащего им по праву... На беду городу, главный фабрикант Переславля-Залесского Мартиниан
Борисовский был против такого новшества, как „чугунка“ и считал, что она удорожит жизнь
и подорвёт его дело. Доморощенный экономист, оставаясь в тени, создал группу из помещиков
восточной части Переславского уезда, которые везде открыто выступали о проведении линии
Северной железной дороги через их земли, минуя город Переславль...

Александровские же фабриканты иначе смотрели на дело, шли навстречу разным претензиям
общества, строившего дорогу, давали взятки инженерам, ставя всё своё будущее в зависимость
от близости железнодорожного пути. Предстояло окончательно решить вопрос о направлении
участка с Александрова к Ростову. Изыскания были сделаны в нескольких вариантах: как через
Переславль, так и минуя его. С Александрова на Переславль предполагали вести дорогу через
д. Вечеслово, или же через д. Долгое Поле.

А закулисная работа (М. Борисовского и группы помещиков) делала своё дело. Уверяют,
что фабрикант дал взятку в две тысячи рублей строителям-инженерам, чтобы те окончательно
провалили вопрос о проведении железной дороги через Переславль. Так оно и случилось. Дорога
прошла с Александрова на Ростов юго-восточной стороной уезда, описав кривую линию в об-
ход Переславля, что сразу бросается в глаза при первом взгляде на карту. Вместо кратчайшего
расстояния выбрано удлинённое, по мотивам якобы технического характера.

Переславль-Залесский как бы выбыл из строя, оказался за чертой современности, попал
в разряд «богоспасаемых» городов и не изжил этой беды ещё и сейчас. (Написано М. Смирновым
в 1934 году.)
12th-Aug-2012 02:08 pm (UTC)
а не мотриса?
12th-Aug-2012 02:36 pm (UTC)
Чёткой грани между понятиями пассажирская автодрезина и автомотриса нет. А в те годы, когда была построена ЭТА машина, термин «дрезина» применялся намного чаще.
12th-Aug-2012 02:13 pm (UTC)
в. сталин не был охотником, в переславле был пару всего
12th-Aug-2012 02:47 pm (UTC)
Может и так, но местные жители рассказывают много всего о визитах Сталина-младшего. Видимо, он неплохо там покурлесил.

Был ли он охотником? Думаю, всё-таки был. Вот почитайте Протокол допроса арестованного Сталина Василия Иосифовича от 9-11 мая 1953 года.

«ВОПРОС. Что собой представляло это «охотничье хозяйство», когда и для чего оно было вами создано?

ОТВЕТ. «Охотничье хозяйство» было мною создано в 1948 году на месте закрытого по моему распоряжению Переславль-Залесского полигона ВВС МВО.

Это «хозяйство» занимает территорию в 55 тысяч гектаров. По моему указанию там построены три финских дома, переделана и исправлена имевшаяся узкоколейная железная дорога, для которой была специально изготовлена автодрезина. Из заповедника «Аскания-Нова» в охотничье хозяйство были завезены двадцать пятнистых оленей, которые обошлись в 80 тыс. рублей, а также доставлены, не знаю откуда именно, бобры и белые куропатки.

Кроме штата специальных егерей в «охотничьем хозяйстве» содержалась охрана из военнослужащих срочной службы.

При ВВС МВО я организовал специальное «управление охотничьим хозяйством», начальником которого назначил находившегося в запасе капитана интендантской службы Удалова Георгия Иосифовича, числившегося инструктором первой категории футбольной команды. В аппарате «управления» также находилось еще 9 человек, проведенных по штатам различных спортивных команд ВВС МВО, и в их числе Евсеева Мира Ивановна, являвшаяся женой коменданта моей дачи, которая числилась инструктором первой категории команды гимнастов.

Фактически все «работники» этого «управления», так же как егеря и вооруженная охрана охотничьего хозяйства, бездельничали, так как в этом «охотничьем хозяйстве» я был всего два раза, а больше туда никого не допускали. Если же кто-либо из охотников осмеливался появиться в этом «хозяйстве», то стража отбирала у них ружья.
Мои поездки на охоту, конечно, выглядят весьма неприглядно. На охоту я вылетал на самолете «Дуглас» в сопровождении Васильевой, шофера Чистякова и ряда сослуживцев: моего помощника по физической и строевой подготовке Василькевича, инспектора истребительной авиации полковника Морозова. Одновременно на Переславль-Залесский аэродром направлялся самолет ЯК-12. Этот самолет использовался мною для связи с Москвой и доставки оттуда продуктов, водки и вина, так как на охоте мы находились по несколько дней. Эти мои поручения выполнял мой адъютант Капелькин.

Кроме того, из Москвы в охотничье хозяйство по моему распоряжению прибывали несколько автомашин, в том числе и «Виллис» со специальной радиоустановкой ЦСР-399. Этой радиоустановкой я пользовался для связи с Переславль-Залесским авиационно-техническим училищем, которое имеет радиотелефонную связь с ВВС МВО. Когда мне надо было во время пребывания на охоте вызвать самолет или дать какое-либо распоряжение для штаба ВВС МВО, я делал это, используя свою радиоустановку через Переславльское училище, поскольку мощность ее была недостаточной для связи с Москвой.

Из Тулы доставлялся известный охотник на волков Сафонов со своей сворой собак. Конечно, такая охота стоила государству немалых расходов, так как эти расходы целиком производились за счет государства.
»


Edited at 2012-08-12 02:54 pm (UTC)
12th-Aug-2012 02:25 pm (UTC)
Хорошо, что Василий Иосифович не был танкистом. А то выезжал бы на охоту на маленьком танчике...
12th-Aug-2012 03:18 pm (UTC)
из вашего идиотского коммента можно подумать что он был железнодорожником
12th-Aug-2012 04:20 pm (UTC)
"Идиотскими" бывают не только коменты, но и реплики на коменты.
13th-Aug-2012 04:30 pm (UTC)
Спасибо. Очень интересный факт.
Но отмечу, что считалось, что троллейбусов ЯТБ до наших не дожило ни одно. А теперь аж почти 2 :) Может и лежит где дрезина. Хотя пустить фюзеляж на цветмет было соблазнительно, я думаю. Но так здорово, когда есть мечта...
This page was loaded Feb 18th 2018, 3:34 am GMT.